Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Тупиковая ветвь власти

Данные социологии свидетельствуют о росте числа сторонников прямых выборов губернаторов

То, что по мере ухудшения социально-экономической ситуации именно губернаторов постараются представить козлами отпущения, было понятно сразу, когда начался кризис.

Жалоба министра здравоохранения и соцразвития Татьяны Голиковой о недостаточном внимании руководства ряда областей к вопросам занятости населения, прозвучавшая на встрече с Дмитрием Медведевым 3 августа, — не исключение, а уже правило кризисной аппаратной жизни.

Чуть ли не каждую неделю появляются сообщения, что очередное федеральное ведомство, жалуясь на плохую работу региональных властей в условиях кризиса, предлагает усилить ответственность и принять кадровые решения.

То Министерство регионального развития вновь предложит вводить внешнее управление дотационными регионами за «нарушения, которые привели к несостоятельности регионального бюджета», заменяя местных чиновников вплоть до губернаторов на представителей Минрегиона и Минфина. То представители Минфина заявят о проверке квалификации руководителей финансовых органов субъектов РФ в случае, если регионы будут допускать рост кредиторской задолженности.

В июне президент пообещал увольнять губернаторов, которые провалят план антикризисных мер, то есть глав регионов с худшими показателями по безработице и задержкам зарплат. Затем пресса сообщила, что Минрегионразвитию якобы поручено найти четыре субъекта федерации, главы которых будут образцово-показательно уволены осенью 2009 года. В результате вновь актуализировалось и так перманентно происходящее обсуждение вероятности новой серии губернаторских отставок и началась явная медиаборьба за то, какие региональные начальники этого «заслуживают», какие нет, а какие администрации и надо бы поменять, но «не сейчас». Несомненно, что этот

неформальный «кастинг на отставку» стоит за многими как позитивными, так и критическими по отношению к конкретным региональным администрациям сюжетами и комментариями.

Эта линия — искать слабые звенья не в центре (словно в центре у нас все хорошо, а только на местах плохо), а в регионах — была обозначена зимой памятным решением президента от 16 февраля одновременно заменить четырех губернаторов. И хотя в каждом конкретном случае были свои причины для таких решений и эксперты давно обсуждали вероятность замены губернаторов именно в этих регионах, публично федеральная власть связала увольнение с плохой работой в условиях кризиса. Показательно, что коллективная отставка губернаторов произошла на следующий день после того, как глава государства выступил с резкой критикой в адрес региональных начальников за нерасторопность в борьбе с кризисом в телеинтервью журналисту Евгению Ревенко.

То, что именно губернаторов в ходе кризиса постараются представить козлами отпущения, было понятно сразу, когда начался кризис. С одной стороны, с его началом власть немного растерялась, и на какой-то момент ротация глав регионов приостановилась, так как были очевидны риски потери контроля в случае одновременной масштабной замены значимого числа руководителей, за многими из которых стоят местные кланы и клиентелы, системы неформального контроля над территориями. Особенную опасность представляли замены действительно рейтинговых губернаторов, которые в этом случае могли перейти в оппозицию. Однако дальнейшее

развитие кризиса сделало более важным для федеральной власти другой вопрос: а кто в глазах населения будет нести ответственность за ухудшение социально-экономического положения граждан?

При этом давно известно, что самое простое в условиях любых проблем, угрожающих ущербом репутации кого-либо, — найти виноватых, на которых можно все свалить. Так поступала власть во все века, поступает сейчас и, видимо, будет поступать и дальше. И принцип «хороший царь — плохие бояре» на Руси всегда работал исправно, тем более что в условиях кризиса рейтинги губернаторов и так имели все объективные основания катиться вниз вместе с общим доверием граждан к власти.

Таким образом, сознательная стратегия в максимальной степени изображать виновниками всех бед региональные власти вместе с объективными основаниями для недовольства и реально присутствующими во многих регионах проблемами еще более усугубила картину обрушения доверия граждан к региональным властям. Опубликованные в мае фондом «Общественное мнение» (в открытом доступе, что беспрецедентно) данные говорят о катастрофическом падении в регионах общего уровня доверия к региональной власти и критических оценках населением работы администраций:

редкий губернатор имеет нынче положительное сальдо между теми, кто оценивает его работу на «хорошо», а не на «плохо».

Ожидание возможной второй волны кризиса (будет она точно или нет, никто не знает, но такие ожидания и прогнозы, несомненно, у многих представителей элиты имеются) теперь сопровождается подготовкой общественного мнения к новым показательным поркам региональных властей. В результате проблему определенных имиджевых издержек, связанных с кризисом, федеральный центр вроде бы решил. Однако, решая одни проблемы, он сразу породил другие, не менее существенные.

Начнем с самого очевидного: падение рейтингов региональных руководителей, которому такая политика центра, несомненно, помогала, имело явные электоральные последствия. Речь о резком ухудшении положения кандидатов «партии власти» на региональных и местных выборах в целом ряде регионов. Несомненно, что у обострения конкуренции на муниципальном уровне были и иные причины (к примеру, ужесточение борьбы между местными бизнес-группами за уменьшающиеся ресурсы), однако и снижение рейтингов губернаторов тоже внесло свой вклад и будет его вносить дальше. Менее бросающимся в глаза, но более важным последствием стало то, что

обозначая как «слабое звено» губернаторов, федеральный центр в первую очередь дискредитирует сам себя, свою собственную политику в отношении регионов.

Именно укреплением вертикали, исполнительной дисциплины в условиях «борьбы с терроризмом» публично мотивировалась в 2004 году отмена выборности губернаторов населением. Когда же в 2008 году со сменой президента страны пресса, эксперты и отдельные губернаторы стали отмечать снижение качества управления регионами при новой системе, все более массовое проявление «синдрома временщика», думающего не о регионе, а об отчетности перед вышестоящим начальником и своей дальнейшей карьере, и призывать к новой региональной политике, апологеты исполнительной вертикали просто отмахивались от этой критики и продолжали с пеной у рта твердить, что «новая система себя оправдала». Но разразился кризис, прошло несколько месяцев, и населению стали постоянно давать понять, что губернаторы работают плохо. Так все-таки хорошо работает созданная в 2004-м — начале 2005-го система или плохо? Никто не забыл, кем сегодня назначаются губернаторы, и

недавние изменения законодательства о порядке подбора кандидатов в губернаторы не меняют его сути: кто руководит регионами, решается в Москве, а не на местах.

Ключевой остается роль президента, а полпредов президента заменяет высшая партийная бюрократия. И когда тот же Минрегионразвития предлагает менять назначенных центром губернаторов на иных, назначенных центром же чиновников, он словно забывает, чем политическая реальность-2009 отличается от политической реальности в регионах до 2003 года. В глазах населения и местных элит такие идеи демонстрируют лишь ведомственную борьбу за контроль над регионами и еще более дискредитируют саму сложившуюся систему регионального управления, представляя претензии центра к самому себе. Неудивительно, что

данные социологии (в частности, опрос «Левада-центра») стали свидетельствовать о росте числа сторонников прямых выборов губернаторов среди населения.

Наконец, третье последствие политики по представлению региональных властей «крайними» в социально-экономических проблемах регионов. Когда положение губернатора ставится в зависимость от показателей, на которые он не может оказать никакого влияния (очевидно, что не могут губернаторы изменить мировую и даже российскую конъюнктуру цен на продукцию предприятий и сырьевые ресурсы), то стремление не оказаться худшим в губернаторском корпусе рождает одно — приписки и фактическую фальсификацию отчетности.

Через «неформальные» отношения с руководством предприятий власти стремятся максимально заретушировать реальные проблемы: вместо увольнений — имитация занятости через повсеместные сокращения рабочего времени и вынужденные отпуска, и т.д. и т.п. В результате во многих регионах по статистике вроде все хорошо, но «внезапно» то в одном, то в другом месте возникают всплески недовольства, уже не говоря о том, что консервируется неэффективная система экономики и размещения производств. И сколько таких мест, где «гладко только на бумаге», не знает никто — в современных условиях по многим регионам просто невозможно получить никакой адекватной независимой аналитики. Таким образом, неадекватность системы информации о реальном положении дел в регионах еще более усиливается. Причем вроде бы это и понимают, но когда об этом появляются публикации, то в них в качестве примеров регионов, где «фальсифицируют отчетность», фигурируют только вполне определенные территории, главы которых не устраивают отдельных высших чиновников и которых таким образом хотят «пролоббировать» на увольнение. Можно подумать, что в других местах с достоверностью отчетности дела обстоят лучше.

Конечно, главы регионов — совсем не ангелы, и ко многим из них действительно масса претензий. Но

сведение всех проблем политической и экономической системы лишь к главам регионов означает, по меньшей мере, существенное упрощение реального положения дел.

Система, которую выстроил федеральный центр, демонстрирует очевидные тупики. Пытаясь переложить все имиджевые (рейтинговые) проблемы, связанные с кризисом, на регионы, федеральный центр, сам не отдавая себе в том отчета, подрывает основы всей своей собственной региональной политики последних лет. В условиях отсутствия нормальной публичной политики новым фигурам, которые могли бы иметь общественное доверие и претендовать на управление регионами, просто неоткуда взяться. И различные «кадровые резервы» из второго и третьего эшелонов тех же групп, структур и кланов никаким образом проблему отчуждения власти и общества не решают. Политика замены малопопулярных губернаторов на никому не известных, а порой для региона вообще чужих и, как следствие, еще менее популярных политиков в перспективе несет для федерального центра вполне определенные риски еще большего общего снижения доверия к власти в стране.

Новости и материалы
Арестованный замминистра обороны Иванов жил на Рублевке в особняке
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Минкульт определил, каких фильмов не хватает россиянам
Ольга Орлова нашла кормящую кошку для подброшенных котят
Неадекватный россиянин крушил прилавки, угрожал покупателям ножом и сжег магазин
Все новости