Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бои за скромность

Власти призывали чиновников и топ-менеджеров к самоограничению

Власти призывают чиновников и менеджеров госкомпаний к самоограничению в кризис. Те в ответ публикуют декларации о доходах, свидетельствующие о более чем скромном существовании, и выписывают себе премии и миллионные бонусы.

Так много и так открыто об этом говорили, кажется, только во времена горбачевской перестройки. И до, и после нее публично и конкретно рассуждать о роскоши, которой окружили себя граждане, состоящие на службе у государства, было как минимум дурным тоном или вовсе делом запретным.

И вот, даже и без видимого давления снизу, табу снято.

Кампания ширится день ото дня. Сначала президент в общих выражениях призывает менеджеров государственных фирм к самоограничению. Немного спустя высокие чины Генпрокуратуры разоблачают расточительность уже предметно.

Заинтригованная публика узнает о многомиллионных зарплатах в госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и о расточительности сотрудников Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и даже самой Федеральной налоговой службы. Чиновники (без указания имен и должностей) будто бы покрывают за казенный счет личные расходы на химчистку, такси, посещение баров, боулинг, аренду лимузинов, а также преподносят друг другу в качестве сувениров ко Дню защитника Отечества швейцарские часы Certina по 28 тысяч рублей штука.

Вслед за этим эстафета переходит к Государственной думе. Народных избранников заинтересовали размеры премиальных, получаемых членами правлений Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка. «Это же бюджет небольшого города или района!» Звучат уже и предложения, как одолеть зло. Председатель верхней палаты парламента предлагает ввести налог на роскошь – элитную недвижимость, самолеты, яхты, драгоценности.

Председатель «Деловой России» Борис Титов советует поступить проще – облагать тринадцатипроцентным налогом те блага, которые чиновники верхнего звена по доброй советской традиции получают как приложение к должности, – аренду госдач, содержание служебной машины, зарплату обслуги. Сами собой даже рождаются опасения – а хватит ли на этот налог премьерской или министерской зарплаты, хотя расчеты г-на Титова в сопоставлении с только что опубликованными доходами соответствующих лиц показывают: если брать только 13%, то хватит.

Это обнародование фактов, в правдивости которых мало кто сомневается, да и вся эта разгорающаяся кампания вызывают, однако, смешанные чувства. И среди рядовых людей тоже. Недавние опросы ВЦИОМ, на которые ссылаются как на всенародное доказательство поддержки этой кампании, на самом деле принесли не такие уж однозначные результаты.

Скажем, на вопрос: «Должно ли государство ограничивать размер зарплат и премий менеджеров любого уровня?» — 30% выбрали ответ: «Это приведет к увеличению серых зарплат, к уводу зарплат от налогов, в тень». И среди тех, кому 35 лет или меньше, доля тех, кто так думает, почти сравнялась с долей тех, кто считает, что «в условиях кризиса ограничивать зарплаты просто необходимо».

Такой разброс ответов объясняется вовсе не симпатиями к бюрократам и нуворишам. Народный их рейтинг, по всем признакам, очень невысок. Просто

люди по личному опыту знают, как у нас все устроено, и сомневаются, что кампания борьбы за справедливость эту справедливость действительно увеличит.

Внешне это вполне похоже на то, что происходит сейчас во многих странах. Президент Обама сообщает, что «задыхается от злобы» из-за того, что «бессовестные и жадные управленцы» из страховой группы AIG, получившей массированную государственную помощь, выписали себе огромные бонусы. Французский премьер Фийон грозит пролоббировать «граничащий с конфискацией» налог на дополнительные пенсии и бонусы, которые фирмы выплачивают своим менеджерам.

Логика западных политиков понятна. Они должны убедить своих избирателей, что вовсе не заодно с богачами, а если и ратуют за гигантские субсидии крупным фирмам, то исключительно ради общественной пользы. Понятна и логика тамошних избирателей. На Западе доходы чиновничества и респектабельной части бизнеса более или менее определяемы, контрольные структуры более или менее добросовестны, и именно поэтому сверхдоходы могут быть вполне реально урезаны, если такова будет политическая воля.
Можно ли то же самое сказать о нас?

Можно ли, к примеру, сказать, что власть не заодно с богачами? Разве бюрократы и нувориши не слились фактически в одно сословие? Разве благосостояние крупного чиновника зависит только от его формального заработка и наличия дачи с казенной машиной? Не завязано ли оно – и в гораздо большей степени – на благополучие клана, в котором этот чиновник состоит вместе со своими родственниками, друзьями и деловыми партнерами?

И разве наши контрольные и охранительные структуры нацелены на выяснение истины и единообразное применение законов? Одна только общеизвестная рознь между Генпрокуратурой и Следственным комитетом сразу заставляет заподозрить, может, и безо всяких оснований, что разоблачения последних дней – лишь часть этой борьбы. Ведь

буквально все наши кампании, начинавшиеся нередко под вполне разумными и добропорядочными лозунгами, сводились в конечном счете вовсе не к утверждению общественной справедливости, а к верхушечным выяснениям отношений и выборочной порке тех, кому не повезло.

Нынешняя кампания имеет шансы стать такой же, однако осуществляется она в нестандартной обстановке, когда потребность в том, чтобы наши верхи поумерили свои аппетиты, растет буквально от недели к неделе, от одной сводки об очередном падении доходов и росте безработицы к другой.

Поэтому возможны неожиданные повороты. И в сторону дезорганизующих все и вся межклановых боев, и к частичному подчинению слуг народа нормам, если не справедливости и скромности, так хотя бы приличия. Многое зависит от того, какие сигналы пошлет своим слугам сам народ.

Новости и материалы
Ургант был вынужден объясняться перед налоговой из-за Блиновской
Фигуристка Туктамышева пошутила по поводу потери штанов во время выступления
Экс-тренер сборной России объяснил, почему «Краснодар» уволил Ивича
В полуфинале шоу «Маска» появятся два специальных конкурсанта
Зеленский заехал в Часов Яр
Баку и Ереван условились по согласованию проекта комиссий по делимитации границы
Савичеву раскритиковали за «распутные» танцы в ультракоротких шортах
В Тюмени молодой человек выпал с высоты девятого этажа
В Одесской области повреждена припортовая инфраструктура
Три арабские страны высказали обеспокоенность ударами Израиля по Ирану
Анастасия Костенко пожаловалась на безвыходное положение после рождения нового ребенка
Врач рассказала, какого стресса не нужно избегать
Невролог Демьяновская: здоровью вредит только длительный отрицательный стресс
Экс-министру энергетики Подмосковья Самарину избрана мера пресечения
«Меня уже тошнит, сколько можно?»: чемпион ОИ о новостях про Овечкина
Нетаньяху и Бербок поссорились из-за Газы
Анна Седокова рассказала о самом правильном решении в своей жизни
Выяснилось, как получил гражданство отец подозреваемого в нападении на байкера
На журналистку Татьяну Фельгенгауэр* могут завести уголовное дело
Все новости