Российские чиновники на фоне относительно благоприятной экономической конъюнктуры последних недель – отечественный фондовый рынок растет, доллар падает, нефть на мировых рынках достаточно последовательно дорожает – начинают демонстрировать публичный оптимизм. Первый вице-премьер Игорь Шувалов уверенно заявляет в эфире телеканала «Вести-24», что девальвация рубля (еще в сентябре — октябре прошлого года правительство говорило, что ее не будет вовсе) закончена, а в конце 2009 года в России даже может возобновиться экономический рост. Хотя примерно месяц назад тот же Шувалов говорил, что кризис продлится не менее трех лет. Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач также заявляет журналистам: «Ожидается, что рост будет в четвертом квартале». Совмещенный с рассмотрением Думой кризисного варианта бюджета-2009 в Думе и назначенный на 6 апреля
отчет Владимира Путина о работе правительства на фоне такой конъюнктуры тоже может стать докладом о «признаках возвращения путинской стабильности» сытых нулевых.
Впрочем, учитывая, что самопиар в форме монолога – единственный способ общения власти с народом, нельзя исключать и того, что рубль опять начнет падать как раз после 6 апреля, когда Путин, несомненно, успешно отчитается перед полностью подконтрольной ему Госдумой, депутаты которой не посмеют задать премьеру неприятные вопросы.
У российской власти действительно может возникнуть эйфория и уверенность, что все начинает рассасываться и рассосется само собой. И можно не сомневаться, что если кризис власть упорно именует мировым, упирая на внешний характер его причин, то любые признаки улучшения в отечественной экономике будут объявлены результатом мудрых действий правительства, а не выправления мировой конъюнктуры.
В России государство традиционно проводит модернизационные реформы по принципу «пока гром не грянет — мужик не перекрестится». Более того, чаще всего даже грянувший гром становится сигналом не к модернизации, а к ужесточению традиционалистского уклада, проще говоря, к «закручиванию гаек».
Две самых масштабных модернизации экономики в истории России — при Петре Первом и Иосифе Сталине — едва ли могут быть примером для подражания в ХХI веке. Обе эти модернизации были оплачены гигантскими человеческими жертвами, а в итоге все равно не сделали страну по-настоящему конкурентоспособной в гражданской экономике, не приблизили ее по уровню жизни к наиболее развитым государствам планеты, способствуя разве что наращиванию военного потенциала. В сегодняшних условиях наличие большого количества современных вооружений (нынешняя Россия не может похвастать даже этим, оружия у нас по-прежнему очень много, да только оно на 90% старое, как признал на недавней коллегии Министерства обороны глава этого ведомства Анатолий Сердюков) не является критерием конкурентоспособности государства. А снова проливать «реки крови» ради модернизационного скачка и бесчеловечно, и бессмысленно. При этом
власть сама должна осознать: бесконечно делить нефтедоллары, проливавшиеся на Россию все 2000-е годы, казалось, нескончаемым потоком, между личными друзьями нынешнего премьер-министра РФ все равно не получится – даже если мировая конъюнктура начнет выправляться.
У России как не было, так и нет современной диверсифицированной экономики, в пещерном состоянии находится инфраструктура (дороги, жилой фонд, больницы, школы, ЖКХ). Изменить это положение вещей можно только, во-первых, при наличии реальной воли власти к модернизации, и во-вторых, при активном, но не насильственном, а экономически мотивированном вовлечении в модернизационный проект частного бизнеса и всего трудоспособного населения. Для этого государство должно для начала на порядок уменьшить давление на частный бизнес, создать условия для долгосрочных инвестиций, трансформировать политическую систему и изменить саму атмосферу в стране таким образом, чтобы люди почувствовали: от нас тоже зависит, какой будет Россия.
Пока в стране нет ни политических, ни социальных условий для модернизации. Единственная реальная задача действующей власти на сегодняшний момент — сохранение своего политического статуса и доходов своих бизнесов.
Понятно, что к любым экономическим прогнозам любых правительственных чиновников, причем не только российских, сейчас нужно относиться со скептической осторожностью. По большому счету, нигде и никто не знает, когда и как начнет выправляться мировая экономика. Но
российская власть уже сейчас должна понимать: при всей зависимости от мировой экономической конъюнктуры, Россия пока не имеет полноценной национальной экономики. И ни США, ни Западная Европа такую экономику за нас не создаст.
Так что стратегически выйти из кризиса за счет США и вместе с США у России не выйдет — иллюзий на сей счет быть не должно. Россия все равно неизбежно должна будет заниматься созданием эффективной национальной экономики — тем, что наша власть благополучно не делала при президентстве Путина, находясь в эйфории от сугубо внешних факторов. Тем, без чего благополучие России невозможно в принципе.