Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Котлован для нового мира

Внешнеполитические последствия признания Южной Осетии и Абхазии Россией будут носить неприятный характер

Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, последовавшее через несколько месяцев после аналогичного действия ведущих стран Запада в отношении Косово, окончательно закрыло краткую эпоху стабильных и признаваемых большинством правил международной игры.

Подписание президентом Медведевым указа об официальном признании независимости Южной Осетии и Абхазии, к сожалению, надо признать событием экстраординарного порядка. К сожалению — потому что, хотя это и праздник для осетин и абхазов, и повод для всплеска национальной гордости великороссов, это, в общем-то, вынужденный шаг, который непредсказуемым образом повлияет на все политическое (а возможно, и экономическое) мироустройство.

Не вдаваясь в оценки случившегося в первой декаде августа, отметим только, что

Россия тянула с официальным признанием столько, сколько могла.

Ход событий таков, что дальше тянуть было уже невозможно: либо надо было являться с повинной к западному сообществу, считая при этом себя не только не виноватыми, а, напротив, единственно правыми. И это попросту стало бы наглядным доказательством недееспособности нынешнего руководства России. Либо надо было сделать то, что было сделано.

Сожалеть можно и нужно именно о том, что сделанное усиливает непредсказуемость и нестабильность в мире. Впрочем, хоть и усиливает, но и нельзя сказать, что вызывает. Мироустройство уже некоторое время разрушается на наших глазах. Самый понятный и очевидный пример распада системы международного права — конечно, косовская история. Но и

признание группой стран во главе с Соединенными Штатами независимости Косово, несмотря на всю драматическую риторику, которой перебрасывались сторонники независимости и их оппоненты — прежде всего Россия, — было только одним, и не первым, ударом по мироустройству.

Нашумевшее эссе политического философа Френсиса Фукуямы «Конец истории», вышедшее в 1989 году, предсказывало наступление эпохи стабильности на основе либеральных правил игры и под водительством Соединенных Штатов. То, что надежды Фукуямы, они же страшный сон антиамериканистов, развеялись, как дым, стало понятно не в Косово и не в Цхинвали, а гораздо раньше. Даже до терактов 11 сентября. Однако за призрак стабильности — за международное право в его нынешнем виде и за взаимные договоренности основных игроков на мировой арене — некоторое время еще можно было держаться. В последнее время, впрочем, делать это становилось все постыднее.

Наверняка внешнеполитические последствия признания Южной Осетии и Абхазии Россией будут носить неприятный характер. Попросту говоря, с точки зрения Европейского Союза и США, Россия стала нарушителем закона.

И то, что, с точки зрения России, сами они таковыми уже являются, не уравновешивает это обвинение. Наоборот, взаимные упреки только дополняют друг друга. Возможно одиночество Кремля во внешнеполитическом плане, которое скрасит компания даже, может быть, не столько стран — членов СНГ (еще неизвестно, как им, самим имеющим территориальные проблемы, поддерживать шаг России), сколько государств, которые в Вашингтоне именуют изгоями.

Что ж, это не совсем комфортная позиция. Однако вряд ли Россию можно будет удержать в ней долго. И вовсе не потому, что из-за газовой трубы и ядерного потенциала нашей страны Запад будет вынужден «допустить ее обратно в клуб настоящих джентльменов». Он-то как раз вполне может заупрямиться. Но сам этот клуб уже не пригоден для решения важных вопросов. Правила, которых в нем предполагалось придерживаться, более не работают. Джентльменов за таковых на улице признавать перестали.

Краткая эпоха стабильных правил игры и общего согласия использовать слова вроде гуманитарных ценностей, миротворческих операций и прочих красивостей подошла к своему концу.

У нее была масса недостатков, но это вовсе не были «темные века». Надо полагать, когда возникнут новые правила игры, появится новая терминология, то, что Медведев не так давно назвал «новой архитектурой», — все это тоже не ввергнет человечество в варварство. Хотя бы потому, что мировая экономика нуждается в более или менее благоприятной политической атмосфере.

К сожалению, мы сейчас находимся еще не в этой точке истории — на сегодня старая «архитектура» стала уже не пригодной для проживания, а под новостройку еще только роют котлован. И этот промежуток времени хорошо бы провести без излишних потерь.

Новости и материалы
В Нью-Йорке задержаны 133 участника акции солидарности с Палестиной
Иностранный игрок «Ахмата» объяснил, почему бразильцы едут в РПЛ
Неадекватный москвич устроил дебош на борту самолета в аэропорту Сочи
Ученые зафиксировали редчайший «четверной» мегавзрыв на Солнце
Руководство ХАМАС не планирует покидать Катар
В российской школе первоклассникам предлагают ходить в туалет в ведро
Стало известно, от чего зависит продолжение карьеры Валиевой
Над Белгородской областью сбили БПЛА
В Пентагоне высказались насчет подготовки очередного пакета помощи Украине
В Днепре произошел взрыв
Глушаков раскрыл самую большую зарплату в своей карьере
Ребенка в тяжелом состоянии госпитализировали после игр с мячом в Саратове
Релокантам из России не будут приходить гонорары за «Мастера и Маргариту»
Чалова назвали пародией на футболиста
Российская девушка-боец рассказала об обязательных тестах на беременность в UFC
В Оренбуржье направили 1 млрд рублей на выплаты жителям в связи с паводком
Глава минздрава Крыма может уйти в отставку из-за ситуации с лекарствами
Следователи работают с задержанным замглавы Минобороны России Ивановым
Все новости