Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Американско-молдавский барьер

Пока Россия не вступит в ВТО, против нее можно будет продолжать вводить различные ограничительные меры, не согласуясь ни с какими правилами

Если мы затянем со вступлением в ВТО до окончания текущего раунда переговоров внутри нее, то все существующие договоренности будут пересмотрены в сторону выдвижения новых, более жестких требований к России.

По официальным оценкам, вступление России в ВТО было практически согласовано, а соглашения достигнуты по всем основным направлениям. Сейчас же наши партнеры на переговорах выдвигают инициативы, которые во многом противоречат достигнутым договоренностям. Евросоюз предложил считать низкие внутренние цены на газ запрещенной субсидией, американские конгрессмены пишут своему президенту о том, что Россия не готова ко вступлению. Молдавия готова использовать переговоры по ВТО для отмены санитарных санкций для ее продукции.

Перспективы вступления России в ВТО в интервью «Газете.Ru-Комментарии» оценивает научный руководитель Центра стратегических разработок Ксения Юдаева.

— Ксения Валентиновна, сейчас ситуация с переговорами о вступлении России в ВТО выглядит так, что ревизии подвергаются уже согласованные параметры. В частности, Евросоюз сообщает, что готов компенсировать низкие внутренние цены на газ, хотя тарифная политика уже согласована с ЕС.
— Насколько мне известно, данная конкретная инициатива касается не столько непосредственно переговоров с Россией, сколько внесения изменений в правила, действующие внутри ВТО в целом. По существующим правилам занижение цен на газ по сравнению с ценами на экспорт, строго говоря, не является субсидией. На этом все время настаивает российская сторона. Евросоюз заявляет, что правила ВТО можно интерпретировать таким образом, что низкие цены на газ будут являться субсидией. Но это именно интерпретация, а не четко прописанное правило. Европейцы хотят это правило четко прописать, чтобы можно было использовать против России компенсационные меры.

Что касается пересмотра существующих договоренностей, то не стоит забывать, что протокол с Евросоюзом был подписан в спешке, связанной с расширением Евросоюза. Российские переговорщики очень удачно использовали процесс расширения для подписания протокола. Содержание соглашения держится в секрете, но, по имеющимся сведениям, оно очень выгодно для России. В нем предусмотрено весьма небольшое повышение внутренних цен на газ, полностью согласующееся с энергетической стратегией. По некоторым сведениям, в протоколе установлен потолок для экспортного налога на газ в 30% — это, пожалуй, единственное существенное ограничение на внутреннее российское ценообразование. Строго говоря, оно означает, что если российское государство перейдет к рыночным методам регулирования цен на газовом рынке (то есть будет использовать налоговые механизмы, а не прямое регулирование цен), то максимальная разница между внутренними и внешними ценами не сможет составлять более 30%. Очевидно, что ограничение на размер налога — это тот рычаг, с помощью которого европейцы собирались влиять на разницу между внутренними и внешними ценами на газ. Впрочем, такое положение дел выгодно и «Газпрому».

— Было объявлено, что мы договорились о том, что внутренние цены не будут ниже себестоимости, но теперь по смыслу эта договоренность снова пересматривается. То есть вопрос о нашем газе снова обсуждается. Скажется ли это на сроках вступления?
— Газовый вопрос со сцены не сходил никогда. Сначала он был главным пунктом переговоров с европейцами. После подписания протокола с Евросоюзом европейцы, по слухам, обратились к американцам с просьбой настоять на более жестких условиях по этому вопросу. Насколько очередное заявление Евросоюза по газовому вопросу сможет оттянуть вступление России в ВТО — сложно оценить, поскольку ситуация со вступлением в ВТО на сегодняшний момент описывается формулой «сейчас или никогда».

Либо протокол с американцами подписывается в ближайшем будущем, либо завершение переговорного процесса откладывается на неопределенный срок. Сейчас политически очень важный момент.

Не за горами саммит «большой восьмерки», и было бы логично предположить, что Путин хотел бы приурочить подписание оставшихся соглашений к встрече в Санкт-Петербурге. В какой-то степени это было бы интересно и партнерам России по переговорам, то есть тем же американцам. Кроме того, мне не раз приходилось слышать аргумент о том, что по политическим причинам было бы хорошо, если бы Россия и Украина вступили в ВТО одновременно, как это было с Китаем и Тайванем. Если Украина вступает раньше, то начнутся переговоры между Украиной и Россией, что затянет процесс вступления России. Украина подписала соглашение с Соединенными Штатами перед мартовскими выборами в Верховную раду.

В результате если Россия в ближайшее время не подпишет протокол с США, то велики шансы, что Украина вступит в ВТО раньше, чем Россия.

Однако для того, чтобы вступить в ВТО в ближайшее время, Россия должна будет согласиться с позицией Соединенных Штатов по некоторым спорным вопросам. Это прежде всего те вопросы, которые волнуют непосредственно США. Я не думаю, что вопрос о газе входит в число этих вопросов. Если же Россия не подпишет протокол с США в ближайшее время, то я не исключаю новых переговоров по газовой проблеме.

— Американские претензии касаются прежде всего интеллектуальной собственности?
— Основные вопросы для американской стороны — это действительно интеллектуальная собственность, некоторые вопросы в сфере сельского хозяйства и авиационной промышленности, вопрос об открытии банковских филиалов и ряд других вопросов. В последнее время большие нарекания со стороны американцев вызывает принятая сейчас в России практика использования санитарных мер в качестве протекционистских.

— Американские конгрессмены, в частности, объявили, что будут настаивать на жестких условиях вступления России. И это противоречит тезису о стандартных условиях, о которых говорят российские политики и переговорщики.
— Нет никаких стандартных условий, во всяком случае, этот термин в правилах ВТО отсутствует. Как я понимаю, он был придуман нашими переговорщиками для обозначения российской позиции. Под стандартными условиями понимался режим допуска на свои рынки, который в среднем сейчас существует в странах ВТО. На таких условиях ВТО новых членов не принимает. В начале переговорного процесса фиксируется существующий режим допуска на рынок в данной конкретной стране, и результатом переговоров являются обязательства по его дальнейшей либерализации. Для каждой страны вырабатываются индивидуальные условия вступления. До того как было создано ВТО и существовало только ГАТТ, страны еще могли фиксировать свои связанные тарифы на уровне выше текущих. Сейчас это практически невозможно. Если сейчас и можно говорить о стандартных условиях, то таким в последнее время является открытие филиалов иностранных банков. Начиная с Китая все страны, которые вступили ВТО, в том или ином виде подписали это условие.

Если сейчас Россия согласится на выдвинутые ей США условия, то она сможет вступить в ВТО достаточно быстро. Очень маловероятно, что американцы смягчат уже выдвинутые требования. Россия должна будет согласиться практически со всем. По некоторым вопросам (скажем, по вопросу о банковских филиалах) можно обговорить более выгодные для России сроки и условия, на которых будут вводиться те или иные изменения. Но полностью снять большинство оставшихся требований вряд ли возможно. Практика показывает, что, как только будет подписан протокол с Соединенными Штатами, все оставшиеся протоколы будут подписаны в сжатые сроки.

— В ответ на санкции в отношении молдавского вина эта страна тоже выдвигает дополнительные требования как член ВТО. Насколько серьезно это может сказаться на вступлении?
— Молдавию, конечно же, можно понять, и неудивительно, что она пытается хоть как-то нам ответить на запрет продажи вин, но ее действия не могут оказать существенного влияния на исход переговорного процесса. Еще раз повторю, что процесс вступления России будет достаточно быстро завершен, как только будет подписан протокол с Соединенными Штатами.

И если Россия хочет быстро подписать этот протокол, нужно предпринять серьезные шаги, демонстрирующие решительность в плане защиты интеллектуальной собственности.

Безусловно, по многим проблемам существенно переломить ситуацию в считаные месяцы или даже годы нельзя. У России просто нет достаточных ресурсов, к примеру, судей соответствующей квалификации. Однако принять меры по конкретным претензиям американцев вполне можно. Американцы заявляют, что контрафактные диски делаются на государственных предприятиях. Ответить на это заявление просто, нужно либо найти эти предприятия и закрыть на них цеха по производству контрафактной продукции, либо собрать информацию, опровергающую заявления американцев.

— Многие эксперты отмечают, что нынешняя структура российского экспорта такова, что мы не очень страдаем от того, что не участвуем в ВТО. Нефть и газ пошлинами не дискриминируются.
— Если производить только нефть и газ, то можно никуда не вступать. Эти продукты действительно никем не дискриминируются. Но Россия ставит перед собой задачу диверсификации экспорта. А для этого надо использовать все возможные каналы воздействия на другие страны с целью улучшения условий доступа российских товаров на их рынки. И ВТО — это основной такой канал. Кроме того, стоит помнить, что со временем условия вступления в ВТО для России вряд ли улучшатся, а могут и кардинально ухудшиться. Если мы затянем со вступлением до окончания Доха-раунда, то есть текущего раунда переговоров внутри ВТО, то все существующие договоренности будут пересмотрены в сторону выдвижения новых, более жестких требований к России. Так в свое время поступили с Китаем.

С другой стороны, пока Россия не вступит в ВТО, против нее можно будет продолжать вводить различные ограничительные меры, не согласуясь ни с какими правилами ВТО.

Те же компенсационные пошлины в связи с низкими ценами на газ Евросоюз, вообще говоря, может ввести уже сейчас, поскольку на Россию не распространяются нормы введения компенсационных пошлин, принятые в ВТО. И обжаловать это решение Россия не сможет, а если бы она уже была членом ВТО, то у нее была бы возможность обратиться в орган по урегулирования споров. Можно поставить вопрос так: а выигрывает ли Россия, затягивая свое вступление в ВТО? Не будучи членом ВТО, Россия имеет большую свободу по изменению своей внешнеэкономической политики, но у меня нет ощущения, что в последние несколько лет эта свобода была использована на благо страны в целом.

Протесты против выставленных нам условий вступления в большинстве случаев вызваны мелкими частными интересами.

С точки зрения страны в целом в некоторых случаях даже выгодно согласиться на предложенные условия вступления. К примеру, я не уверена, что увеличение субсидирования сельского хозяйства будет способствовать его подъему. А вот потерей материальных ресурсов это обернется точно.

— За последний месяц было несколько выступлений российских политиков с критикой вступления в ВТО. Как вы думаете, где формируется антиВТО-лобби?
— Я даже не представляю. Несколько лет назад считалось, что за кампанией против вступления в ВТО стоял Олег Дерипаска. К примеру, ему приписывают финансирование портала www.antiwto.ru и акцию, на которой сожгли чучело Грефа. Но мне кажется, что он уже давно убедился, что лоббирование увеличения внешнеторгового протекционизма не приносит желаемых результатов. Повышение пошлин на автомобили, как известно, не привело к росту спроса на продукцию отечественных автозаводов. Если говорить о бизнесе, то сейчас есть активные лоббисты в сельском хозяйстве, банковском секторе и в некоторых других секторах. Но, на мой взгляд, столь мощное противодействие вступлению в ВТО связано не столько с лоббированием определенными группами своих интересов, сколько с проблемой менталитета тех чиновников и политиков, которым не хватает прагматизма в подходах к вопросам внешнеэкономической политики.

Противодействие вызывает сама идея соглашаться на чужие предложения, следовать правилам, а не диктовать свои условия.

По многим переговорным позициям мы пошли на принцип. Уступки воспринимаются как потеря лица, и тогда уже не важно, что есть возможность найти взаимовыгодный компромисс. Справедливости ради скажу, что подобные проблемы существуют и у людей, сидящих с другой стороны стола переговоров. По некоторым аспектам защиты интеллектуальной собственности можно было бы предъявлять и более реалистичные требования. Да и в отношении банковских филиалов американцы тоже идут на принцип: открытие филиалов создает не меньше, а может быть, и больше проблем, чем открытие дочерних банков, и непонятно, почему американские переговорщики так уж на них настаивают.

Беседовал Евгений Натаров

Новости и материалы
Злоупотребление молоком может привести к инфаркту, рассказала врач
Эндокринолог Киселева: избыток молока в диете может привести к инфаркту
Назван первый коллектив-участник шоу «ВИА Суперстар»
В «Укрэнерго» рассказали о проблемах в энергосистеме страны
В Саратовской области грузовик столкнулся с машиной с людьми в салоне
В МВФ сообщили о высоком уровне доходов от экспорта нефти
Мужчина на Volkswagen Golf шесть раз въехал в автомобиль с семьей
В ЕС отреагировали на упреки Трампа о недостаточной помощи Украине
В Венгрии сочли, что Брюссель играет с огнем и искушает Бога
Задержанное в Германии судно, подозреваемое в нарушении санкций, освободили
Еще невышедший смартфон Google Pixel 9 Pro сравнили с iPhone
В Англии уверены, что правительство не разрешит российскому игроку перейти в клуб АПЛ
В нескольких регионах Украины объявлена воздушная тревога
США ввели санкции против физлица и юрлиц Израиля
Мировые расходы на оборону впервые превысили $2 трлн
Подполье в Херсоне начало использовать вооружение стран НАТО
В Польше фразой о порнозвезде оценили встречу Дуды с Трампом
Армения возвращает Азербайджану села в Тавушской области
«Металлургу» предрекли появление новых героев в финале Кубка Гагарина
Все новости