Час искателей ренты

03.02.2010, 10:23

Времена наступили тяжелые, и поля, где можно пощипать административную ренту, ищут все новые ведомства

»― Слушай, дорогой, ты зачем поступил в Высшую партийную школу? Ведь у тебя и так 100 тысяч годового дохода!
― Как зачем? Школу окончу, райком открою, пятьсот тысяч иметь буду».

Анекдот периода брежневского застоя

Так уж повелось в нашей стране, что власти начинают обращать внимание на проблему роста тарифов даже не тогда, когда описывающая его линия приближается к вертикальной прямой, а когда сталкиваются, как это произошло в прошлую субботу в Калининграде, с неожиданной массовой акцией протеста. В этой ситуации сразу обнаруживается и готовность губернатора этот самый рост тарифов с обществом обсудить, и железнодорожное начальство вдруг выясняет, что увеличение стоимости проезда на московских электричках в 3 раза за один лишь месяц ― результат вовсе не чьей-то злой воли, а «досадного сбоя в системе».

Что касается злой воли, с этим утверждением и вправду трудно не согласиться.

Рост тарифов в нашей системе обусловлен не чьим-то умыслом, а внутренней логикой ее функционирования.

Особенно когда в условиях кризисного развития ресурсы сокращаются, а многочисленная рать российского чиновничества со всеми ее ведомственными и отраслевыми видами и подвидами начинает осознавать, что поддерживать прежний уровень потребительских стандартов, опираясь на привычные источники ренты, уже нельзя.

Помните булгаковское «Я генерал, я жрать хочу!»? В стране, где у общества практически нет легальных институтов и каналов для оспаривания чиновничьего произвола, для бюрократов не существует каких-либо препятствий для повышения тарифов с неизменными ссылками на увеличение издержек. Ведь очевидно, что «Единая Россия» по команде из исполнительной власти в парламентах всех уровней, если надо, единогласно проголосует за рост цен, конечно же, в интересах трудящихся. Оппозиции, способной влиять на процессы принятия решений, нет, института парламентского контроля ― тоже. Телевизор всегда прокричит «одобрямс!». А прессу, неважно ― печатную или сетевую, тем более качественную, серьезную, читает незначительный процент населения. Словом, можно повышать тарифы без оглядки.

Наиболее ловко научились это делать энергетические монополисты, а следом за ними коммунальщики и транспортники. Взяв на вооружение бронебойный аргумент, что население из своего кармана оплачивает всего лишь не то 30% не то 35% стоимости коммунальных услуг, они ежегодно, не утруждая себя статистическими выкладками, делают это с большевистской прямотой.

И вот что интересно: несмотря на ежегодный ощутимый для семейных бюджетов рост тарифов, доля платежей населения в общей стоимости услуг если и растет, то очень незначительно. Словом, исторический момент, когда население начнет платить все 100% стоимости услуг и, стало быть, получит полное право спросить у коммунальщиков, почему они снова стремятся задрать вверх тарифы, похоже, не наступит никогда.

Оно и понятно: независимые экономисты давно подсчитали, что отрасль эта весьма прибыльная, и коммунальщики, пользуясь своей бесконтрольностью, с помощью роста тарифов поддерживают высокий уровень потребительских стандартов. А трубы в доброй половине городов России как были гнилыми, такими и остались, даже несмотря на лишь недавно закончившиеся дожди из нефтедолларов.

От коммунальщиков не хотят отставать железнодорожники. В этом году они так лихо разогрели цены на самый массовый вид транспорта, что вот теперь приходится давать задний ход, объясняя происшедшее досадными сбоями в системе. С недавних пор в поиск новых источников административной ренты активно включились таможенники. Сначала они предложили резко уменьшить стоимость товаров в расчете на одну персону, разрешенных для ввоза в страну в целях личного пользования. Не прошло, теперь хотят прямо при прохождении таможенного контроля интересоваться источниками происхождения валюты. Не беда, что формализовать подобный процесс нелегко. Так это и хорошо. Будет широкая возможность предъявить претензии кому угодно и когда угодно. Но, видимо,

времена теперь уж наступили совсем тяжелые, и к поиску полей, где можно пощипать административную ренту, подключаются все новые ведомства.

Вот пожарные, ныне пребывающие в системе МЧС, улучив благоприятный момент, когда власть всерьез озаботилась состоянием противопожарной безопасности в стране, решили обложить население и хозяйствующие субъекты заодно данью в виде обязательного страхования помещений от пожаров. Куда пойдут деньги от нового вида административных поборов ― неважно. Главное ― вовремя выступить с революционным предложением.

Далее в общую погоню за рентой включаются городские власти Москвы, привыкшие к жирным доходам от строительства. Отрасль переживает не лучшие времена, оттого-то у чиновников и возникает непоколебимое стремление загнать всех автовладельцев города в так называемые народные гаражи. В этой всеобщей борьбе за ренту нельзя исключить появления все новых и новых участников. Например,

вполне вероятно, что завтра какое-нибудь ведомство, ответственное за состояние окружающей среды, вдруг решит, что граждане действительно стали много дышать и, как в сказке Джанни Родари, предложит ввести налог на воздух. Для общего же блага.

Акции протеста типа калининградской будут останавливать рост тарифов, но ненадолго. Логика функционирования системы затем снова возьмет свое. В государстве, где многочисленные группы чиновников смотрят на подведомственное хозяйство как на феодальные уделы, данные им в пользование для кормления, иного быть не может. Население может спасти только новый небывалый рост цен на энергоносители, который стимулирует увеличение доходов и сделает подъем тарифов и разного рода административных поборов не столь ощутимым. Но этого в ближайшее время как раз и не предвидится. Так что удивляться появлению нелепостей типа налога на воздух не стоит. Или открытия новых «райкомов», чтобы кто-то вместо ста тысяч имел пятьсот.