Дело даже и не в том, отдадут ли заложникам «Норд-Оста» требуемые ими деньги, потому что не отдадут, конечно. Денег заложники требуют много, и если создать прецедент, то тысячи обиженных и оскорбленных при сходных обстоятельствах обратятся urbi et orbi за компенсацией. И все, кто сидел в чеченских подвалах, и все, кто коротал дни в военных ямах, и кого умыкали по экономическим соображениям. Даже господин Кукура обратится с иском к московскому правительству, что, дескать, его милиция не слишком его бережет.
А там, глядишь, и люди, пережившие Великую Отечественную войну, тоже потребуют компенсации у российского правительства, каковое является правопреемником правительства СССР и, стало быть, должно отвечать и за неоправданные жертвы во время военных операций, и за беды миллионов людей, оставшихся на оккупированной территории. Россия никогда не расплатится и, стало быть, даже не попытается расплатиться.
Цинично, конечно, ставить себя на место заложников, будучи в этих ужасных событиях всего лишь репортером, однако же так устроено сострадание. Я ставлю себя на место заложников и думаю: стал бы я подавать иск или нет?
Точно бы не стал. То есть уж кто-кто, а я завсегда уверен, что государство в любом случае перед своими гражданами виновато, в любом случае должно за все платить и все компенсировать, но в этом случае я бы компенсации требовать не стал.
Видите ли, выплата компенсации – это, как бы сказать, род интимных отношений между гражданином и государством, близость какая-то, доверительность и неуставные отношения. А я предпочел бы с государством вообще никаких дел не иметь, если бы только оно могло оставить меня в покое.
Я хотел бы не получать пенсии по старости, потому что рассчитываю на своих детей и хотел бы рассчитывать на возможность собрать себе на старость, пока руки двигаются по клавиатуре компьютера и глаза глядят в монитор. Я не хотел бы бесплатной медицины, потому что воспользовался было ею и чуть не остался ее стараниями без ноги. Я против бесплатного образования, потому что в бесплатных школах учат еще хуже, чем в платных. Социальные программы я представляю себе как коллективные усилия людей, стремящихся помочь ближнему, а не как функцию государства.
Беда в том, что если человек ждет от государства защиты или помощи, то как бы автоматически он обязуется и думать про государство, будто оно действительно существует и сделано не из дерьма. Я же предпочитаю считать государство всего лишь пиаровской акцией предприимчивых эфэсбэшников, не больше.
Я если и плачу налоги, то оттого, что налоговая полиция вооружена. Если и имею регистрацию по месту жительства, то от беспомощности. Если и заключаю брак, то ради демонстрации юной даме серьезности своих намерений, а не ради того, чтоб государство знало, с кем я сплю. Если и выправляю на детей свидетельства о рождении, то… ну, в общем понятно.
Надо только добавить про сына, что если я и ращу из него солдата, то – Швейка.