Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Моду осилит идущий

Журналист, писатель

Есть в мире люди, которым все равно. Все равно — ну и ладно. В этой позиции столько отборной мертвечины, что даже возмущения она не вызывает. Если кому-то не интересна собственная жизнь, то и этот человеческий выбор мы обязаны уважать. Гораздо интереснее позиция, которая формулируется более нервно: «все равно от нас ничего не зависит». То есть хотелось бы, но не в этой жизни, увы. Все умрут, и никого не останется. В Москве за последние два месяца все так радикально изменилось, что мы даже думать забыли об этой социальной депрессии. От плохого быстро отвыкаешь.

Большая Россия за Москвой не успевает. В большой России на каждом шагу встречаются люди, которые ведут трудный диалог с самим собой:
— А что зависит от меня?
— А ничего не зависит!

Пару недель назад передо мной возникли три дюжих молодца, всем троим меньше тридцати. Сильные, скромные и симпатичные. За такими как за каменной стеной. Про возраст я спросила после того, как услышала их хоровое «От нас ничего не зависит. Там уже все решили». И так удивилась, что решила уточнить: а сколько же вам лет? Самому младшему было 23. Все трое уже успели выучиться, отслужить в армии, найти работу, друзей, жен и даже родить детей. Ну то есть парни практически уже судьбу себе сделали, но по-прежнему выбирают роль статистов в историко-политическом процессе. И это, конечно, удивительно.

В частной жизни человек хорошо понимает, что все зависит исключительно от него — карьера, семья, достаток, ближний и дальний круг. Жизнь не складывается сама собой, эти кирпичи приходится класть каждый день. Но, если дело касается политики, извините, нет, мы даже лотерейный билет покупать не будем. Готовность, с которой обычный человек готов доверить кому угодно, только не себе, свою гражданскую судьбу, гарантирует стране только один вид стабильности — мифологический.

Миф о том, что здесь всегда все будет плохо, потому что от нас ничего не зависит, а тронь, так станет еще хуже, буквально парализует гражданина. На этом мифе держится такое количество конструкций — от политических до литературных, что покончить с ним, конечно, очень страшно. И что тогда все мы будем делать? Писать книжки с бездушным хэппи-эндом и строить дороги, вместо того чтобы причитать о дураках? Нет, это немыслимо скучно. Безнадежность и депрессия и зрелищнее, и привычнее. Мы все равно обречены, так хоть удовольствие получим от нашей гибели всерьез.

Вспомним, какие яркие тексты писали публицисты, призывая сограждан не ходить на митинги. Остановитесь, побойтесь Бога и ОМОНа, не то будет вас мама искать в реке. И что в итоге? Скука. Веселые хипстерские отчеты в твиттерах и фейсбуках. Никакой высокой трагедии. Или, например, поехали люди в выходной день по Садовому кольцу в красивых машинах с белыми шариками. И лучшие отзывы об этом событии дали негодующие эстеты: им противна сама идея буржуазного праздника. Костры революции намного зрелищнее, написали они. И с точки зрения экшна и литературной формы они, конечно правы. Скучно жить в нормальной стране, где все зависит от нас, обычных людей, а не уполномоченных историей лидеров. Нет в этом никакого трагического величия и подвига, одно сплошное бюргерство и суета.

Восторженный энтузиазм и идеализм даже как-то оскорбляют сограждан, держащихся за свой опыт депрессии, как за единственную историческую реальность. Мне вообще кажется, что противостояние между прошлым и будущим не идеологическое, а психологическое. В России сегодня не сыщешь классических правых и левых, все давно хотят только хорошего и даже согласны друг с другом по основным позициям. Представления о хорошей, пригодной для жизни стране у большинства совпадают. Но нет единства во мнении, а способны ли мы построить этот прекрасный новый мир. Пессимисты не верят в свои силы, поэтому им комфортнее мысль о цикличности, читай — безнадежности российской истории. «Все равно от нас ничего не зависит» — это не гражданская позиция, а псевдоним неуверенности в себе и даже инфантилизма. В совершенно прямом, а не переносном социологическом смысле. Оптимисты разрешают себе быть счастливыми здесь и сейчас, в предлагаемых обстоятельствах. И, когда они на двадцатиградусном морозе рисуют на машинах слоган «Белоснежки против гномов», они уже в будущем, которое для пессимистов еще не наступило. Но все равно наступит, как бы пессимисты ни иронизировали. Делающий уязвим, ничего не делающий безупречен, его не за что критиковать и не в чем упрекнуть. Поэтому я, конечно, понимаю парней, которые, стесняясь, говорили, что от них ничего не зависит. И вообще стеснялись говорить. Это в Москве легко быть свободным и даже смешным, в провинциальном городе такую роскошь не всякий себе позволит.

Деликатность пассивности тоже таит в себе риски: премудрого пескаря в конце концов можно и сожрать. На всякого пессимиста найдется циник, который его прикончит без лишних исторических сантиментов.

В общем, это я к тому, что, если хочешь быть счастливым гражданином, будь им. Единственное, что от нас не зависит, это мороз. Но Геннадий Онищенко сказал, что следует теплее одеваться. Не «более лучше», как любят хипстеры, а по старинке — в бабушкины валенки и дедовские тулупы. Целый главный государственный санитарный врач России дает советы митингующим. А вы говорите, от нас ничего не зависит. Даже мода покоряется идущему.

Новости и материалы
Стало известно о состоянии российского моряка с задержанного Ираном судна
Петербургского подростка избили толпой после просьбы отправить интимные фото
Минэкономразвития отметило снижение инфляции в России
Россиянам рассказали, почему после мойки машины можно ослепнуть и стать бесплодным
Лукашенко назвал условие для ухода с поста президента Белоруссии
«В тот момент я почувствовала себя меньше, чем человеком»: Грайнер о российский тюрьме
Назван клуб, который выиграет Кубок Стэнли
Минюст представил новую коллекцию одежды для заключенных
Лукашенко разрешил забрать «его» миллиарды на зарубежных счетах
Российский военный несколько раз отклонился от мобилизации и получил срок
В РФ арестовали активы американского JP Morgan
Лукашенко назвал условие для вступления Белоруссии в войну
Найден новый фактор риска падений и переломов у пожилых
Латиноамериканская страна занимается проблемой недопуска россиян на рейсы Turkish Airlines
Бузова потребовала дом от ТНТ
Telegram блокирует аккаунты, которые осуществляют сбор координат для нанесения ударов
На Украине заявили, что делают все возможное, чтобы предотвратить возвращение россиян
Суд в РФ заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Все новости