Кризис обновит гостиницы

Российские гостиницы перестраивают под стандарты международных сетей

Павел Чернышов 19.01.2016, 09:25
Ресторан в отреставрированном здании бывшей гостиницы «Украина», а ныне Radisson Royal... Валерий Мельников/РИА «Новости»
Ресторан в отреставрированном здании бывшей гостиницы «Украина», а ныне Radisson Royal Hotel, Moscow

Чтобы спасти прибыль от инфляции, собственники вкладывают деньги в модернизацию старого гостиничного фонда. Отели перестраивают и передают в управление крупным сетевым операторам. Правда, речь в основном идет о миллионниках. Малые города, несмотря на интерес туристов, нескоро смогут предложить качественное размещение.

В разгар кризиса собственники неожиданно занялись модернизацией гостиничного фонда. Так, компания Amtel Properties 2 января закрыла на реконструкцию отель «Ирис» в Москве на Коровинском шоссе. После реновации номерного фонда, общественных зон он перейдет под управление Holiday Inn. Идет реконструкция гостиницы «Люкс» на Тверской (бывшая «Центральная»), принадлежащей группе БИН. Эту гостиницу отдадут под управление сети Hilton. Только закончилась реновация пятизвездного отеля «Марриотт Ройал Аврора». Закрывается на реконструкцию отель «Белград», принадлежащий сети Azimut Hotel.

«В ближайшее время, скорей всего, ремонт пройдет и в таких известных отелях, как «Шератон Палас», «Балчуг Кемпински», «Марриотт Гранд». Амбициозные планы по реконструкции у «Пекина», но там поиск финансирования может занять какое-то время. Потом на очереди все советские гостиницы, которые давно морально устарели», — рассказывает Станислав Ивашкевич, замдиректора по развитию группы CBRE .

Активно приводят в порядок отели в регионах. Например, идет реновация отеля Azimut в Воронеже. Как рассказала Наталья Корнейчук, директор по маркетингу и PR группы компаний Azimut Hotels Company, в ближайших планах — «Azimut Hotel Астрахань» и «Azimut Hotel Самара».

Впрочем, речь идет только о наиболее крупных городах.

«Активно развивается гостиничный бизнес в региональных центрах, даже тех, где население меньше 1 млн. Например, в Ижевске, где 600 тыс. жителей, сейчас активно строятся гостиницы. В то же время небольшие города, считающиеся туристическими, пока не обладают качественной инфраструктурой. Все, что там есть, — либо старые гостиницы в муниципальной собственности, либо небольшие частные гостевые дома.

Даже в таких городах, как Суздаль или Владимир, сетевого гостиничного бизнеса нет, и в ближайшее время он вряд ли появится», — говорит Ивашкевич.

Гостиница — красивая многокомнатная квартира

Массовые инвестиции, на первый взгляд, странные в кризис, вызваны тем, что для собственников это единственная возможность сохранить прибыль, которая генерируется в рублях.

«Доходы отелей на территории РФ генерируются в рублях, поэтому понятно, что большинство игроков торопится их вложить, опасаясь инфляции.

Например, на реконструкцию «Белграда» мы планируем потратить около 2,5 млрд руб.», — сообщил Алексей Акиндинов, генеральный менеджер Московского региона Azimut Hotels.

Сейчас достаточно выгодное время, чтобы вкладывать деньги в развитие и модернизацию гостиниц на территории РФ: в силу последних изменений на рынке выездного туризма (фактическое закрытие наиболее массовых направлений — Турции и Египта, а также драматическая девальвация рубля) активно развивается внутренний туризм.

По словам Ивашкевича, значительная часть отелей, которые давно представлены на рынке, уже так обветшала, что отсутствие ремонта для них чревато потерей звездности. При этом, поскольку средний срок окупаемости здесь около десяти лет, старые вложения уже начали возвращаться. Именно на эти деньги проводят модернизацию, чтобы поднять класс отелей. Фактически инвесторы ведут себя как простые граждане, которые, чтобы спасти сбережения, в массовом порядке скупали квартиры.

«Часть средств, которая ушла в гостиничный рынок, сейчас возвращается назад в тех объемах, которые позволяют развивать такие гостиничные проекты. Это суммы около $20–50 млн. Таким образом можно повысить капитализацию.

По сути, гостиница — это красивая многокомнатная квартира. Они востребованны и легко продаются», — говорит Ивашкевич.

Ремонт перед продажей

Ремонт проводится с учетом стандартов крупных гостиничных операторов, которым потом планируют передать гостиницы в управление. Как известно, у известных брендов жесткие требования к состоянию гостиниц, площади номеров, инфраструктуре и т.п. Как отметил Ивашкевич, долгое время развитие западных сетей в России тормозило то, что собственники зданий не были готовы тратить дополнительные деньги, чтобы адаптировать свои объекты к их стандартам.

Показательно, что, например, по словам представителей рынка, здание гостиницы «Центральная» группа БИН планирует передать под управление сети Hilton. Ранее власти Москвы одобрили строительство гостиницы уровня трех звезд. Однако в итоге отель будет более высокого класса из-за требований Hilton.

Учитывая долгие сроки окупаемости (от десяти лет), проект развивают, скорее, для того, чтобы иметь в портфеле качественные активы, которые можно будет в случае чего продать. «Отели модернизируют, в том числе и для того, чтобы иметь возможность их быстро продать по выгодной цене. Большинство старых объектов расположены в центре и в силу выгодного расположения могут претендовать на высокую звездность и генерировать значительные деньги. Но для этого их стоит привести в порядок», — считает Ивашкевич.

Как отмечают участники рынка, гостиницы продолжают генерировать доход.

«Несмотря на кризис, гостиничная отрасль развивается, особенно в связи с увеличением тренда на внутренний туризм», — утверждает Наталья Корнейчук. По словам главы Ростуризма Олега Сафонова, в 2015 году «в России закрепился перелом в пользу развития внутреннего и въездного туризма». Число туристов, путешествующих по России, увеличилось на 18%, примерно до 50 млн человек.
По словам Ивашкевича, последние четыре года заполняемость гостиниц находится на одном уровне — около 60%.

«Просто одни группы туристов заменяют на других. Например, раньше большое количество мелких китайских предпринимателей, которые везли сюда всякое барахло, заявляли на границе целью поездки туризм. Таких туристов стало меньше, но появились нормальные китайские туристы, которые хотят посмотреть страну», — говорит Ивашкевич.

По данным туристической ассоциации «Мир без границ», за 11 месяцев 2015 года Россию посетило около 530 тыс. жителей Китая в рамках безвизового группового туристического обмена, что на 89% больше, чем за аналогичный период прошлого года.