Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мода на фудшеринг: бесплатная еда спасет Россию

В Москве резко выросло количество компаний, занимающихся фудшерингом

В России набирает популярность фудшеринг. Это движение подразумевает, что еду либо отдают бесплатно, либо продают с большими скидками. Число компаний-партнеров, которые готовы заниматься фудшерингом, за четыре года выросло в Москве более чем в пять раз, рассказали «Газете.Ru» организаторы движения. Бизнесу такой формат помогает избежать расходов на переработку и транспортировку пищевых отходов, а бедным достается бесплатная еда.

В России учатся бережно относиться к еде. Это так называемый «фудшеринг» (в переводе с английского языка — это food – «еда», share – «делиться»). Как рассказали «Газете.Ru» эксперты, он особенно популярен в крупных городах — например, в столице и Санкт-Петербурге.

По словам сооснователя движения «Фудшеринг в Москве» Константина Пономарева, число партнеров, готовых отдавать еду бесплатно, постоянно растет. Если в 2016 году с ними регулярно сотрудничали 17 компаний, то в 2019 году — 96. Таким образом,

их число выросло более чем в 5 раз.

В широком смысле «фудшеринг» — это практика распределения продуктов питания, как правило, с подходящим к концу сроком годности, чтобы избежать ее утилизации, объясняет Пономарев. В рамках организации вся еда передается на безвозмездной основе — либо адресно, либо в благотворительные фонды.

Бурный рост проекта произошел в 2018 году. Он продолжился до 2019 года. В какой-то момент количество организаций даже превысило возможности волонтерской базы на тот момент, делится собеседник «Газеты.Ru».

Основная причина роста желающих передать таким образом еду — мода на фудшеринг.

«В настоящее время наш проект находится в состоянии уверенного роста: количество организаций, обращающихся с предложением сотрудничать, увеличивается, становится больше участников, к нам начинают обращаться организации из районов Москвы, ранее не охваченных», — утверждает Пономарев в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru».

С момент основания проекта больше всего было передано готовой еды (более 177,3 тыс. кг), рассказывает он.

На втором месте по популярности – овощи и фрукты (более 161,2 тыс. кг), на третьем – хлеб (61,6 тыс. кг). Далее идет выпечка – почти 13 тыс. кг, а также десерты – более 1,3 тыс. кг.

«Большая часть готовой еды, хлеб и выпечка — это продукция, срок реализации которой еще даже не подходит к концу: организации стремятся к тому, чтобы у них всегда была в продаже свежая продукция, поэтому хлеб не лежит на полках больше одного дня, а супы и вторые блюда готовятся ежедневно», — объясняет Пономарев.

Расфасованная готовая еда, молочные продукты, а также овощи и фрукты — это та продукция, которая подлежит списанию по причине приближения к концу срока годности, добавляет он.

Основатель движения в Санкт-Петербурге «Фудшеринг. Отдам даром еду» (работает и в Москве) Александра Легкая в беседе с «Газетой.Ru» также подтверждает увеличения числа компаний-партнеров. По ее словам, на начало 2020 года в столице и Санкт-Петербурге насчитывалось порядка 100 организаций, которые сотрудничают с ними. Большая часть из них — это пекарни.

Почему компании передают еду?

Основная причина, почему бизнес занимается фудшерингом, – это минимизация затрат, объясняют собеседники «Газеты.Ru». Таким образом, можно сэкономить на утилизации.

Для некоторых частных партнеров это еще и благотворительность.

«Они хотели бы, чтобы труд их сотрудников (а иногда и их личный) не пропадал зря, чтобы сотрудники были мотивированы. Многие партнеры заинтересованы именно в помощи малообеспеченным людям и считают благотворительность достаточной причиной для того, чтобы участвовать, если говорить о выгодах — то участие позволяет снизить расходы на утилизацию продукции, сделать некоторую рекламу своему бренду», — указывает Пономарев.

«Если срок годности товара истек – его необходимо утилизировать, а это стоит денег»,

— соглашается руководитель кластера шеринг-экономики Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), а также генеральный директор «ТИАР-Центра» Антон Губницын.

Но фудшеринг - это не всегда бесплатная раздача еды.

Появляются сайты и мобильные приложения, позволяющие купить такую еду со скидкой до 80%. Одно из таких приложений, которое запустилось в 2019 году, — это EatyEat.

Его соучредитель Яков Березин подтвердил «Газете.Ru», что люди все больше интересуются скидочными предложениями на еду — численность посещений сайта растет. На данный момент приложением пользуются около 1,5 тыс. человек. По словам Березина, с ними работает около 80 партнеров, 30 из которых постоянных.

Замкнуть экономику

В России большая часть бизнес-процессов построена на линейной цепочке: добыл, произвел, употребил, выбросил. Распределение еды на одном из этапов помогает замкнуть экономический цикл, подчеркивает Губницын.

«Еда — это ценность, если она не испортилась, срок годности не вышел, у нас полно людей, которые с удовольствием ее бы применили по назначению, в рацион питания», — говорит он.

Согласно подсчетам ВШЭ, ежегодно в России образуется около 17 млн тонн пищевых отходов, что составляет 28% от всего объема твердых коммунальных отходов (ТКО). И большая часть идет на мусорные полигоны.

«При этом 17 млн тонн еды хватило бы, чтобы прокормить 30 млн человек в течение года, что превышает число россиян с доходами ниже прожиточного минимума», — сетует Губницын.

В итоге развитие фудшеринга позволяет решить сразу несколько задач. Спасенная еда поступает адресно людям, в том числе бедным, природные и трудовые ресурсы используются более рационально и сокращается объем отходов.

Потенциал для внедрения технологий и различных сервисов в сфере распределения еды огромный, %

считает руководитель PR-проектов фудтех-направления «Яндекс.Такси» («Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», «Яндекс.Шеф») Елена Новикова.

«Например, умные алгоритмы, прогнозирующие спрос, могут помочь магазинам закупать ровно столько, сколько они смогут продать. А онлайн-ритейлеры могут настроить динамические скидки от конкретных остатков в каждый момент времени, что позволит сократить списания практически до нулевых значений. Именно в таком направлении сейчас развивается «Яндекс.Лавка», — поясняет представитель сервиса.

Одновременно с этим заметны и сдвиги в привычках россиян, обращают внимание в компании. «Потребители все реже закупают продукты впрок на неделю — в этом сценарии что-то всегда приходится выбрасывать.

Из гипермаркетов они перетекают в магазины у дома и онлайн-сервисы, экспресс-доставки продуктов, такие как «Яндекс.Лавка», делая покупку на раз», — добавляет Новикова.

Новости и материалы
В Совфеде уличили Евросоюз в лукавстве по вопросу российского газа
У Курильских островов произошли два землетрясения
Российской армии предложили быстрые укрытия для зоны боевых действий
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Все новости