Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Шарапова осталась без миллионов

Судьба многомиллионных контрактов Шараповой под угрозой

Вероника Лисовская 11.03.2016, 17:48
Мария Шарапова Leonard Zhukovsky/Shutterstock
Мария Шарапова

Единственный бренд, поддержавший российскую теннисистку Марию Шарапову, признавшуюся в приеме допинга, — британский производитель ракеток Hеad. Все остальные спонсорские контракты под вопросом — самая высокооплачиваемая спортсменка мира может потерять более $130 млн.

Единственный бренд, пока подтвердивший намерение продлить контракт с российской теннисисткой Марией Шараповой, британский производитель ракеток Hеad, вызвал бурные протесты британской спортивной общественности. Антидопинговые активисты заявили, что это циничный шаг и «худший месседж для честных спортсменов и молодежи», пишет онлайн-издание Daily mail.

Производитель ракеток оказался в явном меньшинстве. На этой неделе Porsche объявил о приостановке сотрудничества с Шараповой после того, как она призналась в употреблении запрещенного препарата мельдония. «Пока не появились дальнейшие подробности и мы не можем полностью проанализировать ситуацию, мы решили приостановить все запланированные мероприятия», — говорится в заявлении автоконцерна. Швейцарский производитель часов Tag Heuer отказался продлить контракт с Шараповой.«Контракт с Марией Шараповой был до 31 декабря 2015 года. Мы вели переговоры о продлении нашего сотрудничества. Ввиду сложившейся ситуации швейцарский бренд часов приостановил переговоры и решил не продлевать договор», — сказано в заявлении. Компания по производству спортивных товаров Nike также приостановила контракт с Шараповой. В компании отметили, что огорчены и удивлены последними новостями о спортсменке.

В еще одном партнере спортсменки — компании Evian, которая принадлежит французской компании Danone, — выразили разочарование сложившейся ситуацией, но пока решение по контракту откладывают. «Мы были удивлены заявлением Марии Шараповой, которое она сделала во время пресс-конференции 7 марта 2016 года. Бренд Evian сотрудничал с Марией Шараповой на протяжении нескольких лет и до сегодняшнего дня поддерживал с ней деловые отношения. Evian уделяет особое внимание вопросу поддержания здоровья населения, дорожит своей репутацией, а также стремится к информационной открытости. Мы будем внимательно следить за ходом расследования», — сказали в компании.

Судьба совместной кампании люксового бренда воды и Шараповой в России зависит от головного офиса, пояснил «Газете.Ru» источник, близкий к производителю: «Реклама Evian выдержана в едином стиле по всему миру, поэтому у знаменитостей нет локальных договоров с производителем, только глобальный контракт».

Если французский владелец решит прекратить сотрудничество, рекламировать Evian в России Шарапова также не сможет. При этом накануне, в начале февраля, спортсменка сообщила в своем twitter-аккаунте о съемке в Москве ее новой совместной кампании с Evian.

Фоторепортаж: Спонсоры Марии Шараповой

__is_photorep_included8113037: 1

Прошлые рекламодатели, с которыми сотрудничала Шарапова, возобновлять сотрудничество пока не планируют, в частности британско-нидерландская группа компаний Unilever. В 2012 году теннисистка на основе глобального контракта была лицом бренда шампуня Clear. «В настоящий момент и уже достаточно длительное время договоренностей о сотрудничестве с Марией Шараповой у Unilever нет. Также в рамках маркетинговой стратегии бренда Clear новых рекламных кампаний с участием спортсменки не планируется», — рассказали «Газете.Ru» в Unilever. Информацию о стоимости контракта в компании прокомментировать отказались.

По данным Independent, многогодовой контракт с Evian Шарапова заключила в 2010 году и сразу подключилась к международной кампании. Сумма контракта не разглашалась, однако, как пишет The Financial Times, общий доход от рекламных контрактов теннисистки в 2014 году превысил $20 млн, что было в четыре раза больше призовых за тот же год.

В рамках прошлогоднего U.S. Open Шарапова также сотрудничала с финансовой компанией American Express — американцы выпустили видеоигру «You vs. Sharapova», в которую могли сыграть посетители турнира. Тогда спортсменка подписала двухлетний рекламный контракт, сообщал The Wall Street Journal.

Поэтому кампания с ее участием должна была появиться и на U.S. Open 2016, который состоится в конце августа этого года, но и эти планы находятся под вопросом.

«В этом году планов совместной работы с теннисисткой нет», — приводит заявление вице-президента по корпоративным отношениям Марины Норвилл MarketWatch.

American Express являлась спонсором турнира на протяжении более чем 20 лет. В 2014 году компания была второй по рекламным затратам на U.S. Open, уступив только Mercedes-Benz — $7,7 млн против $8,2 млн соответственно.

По версии Forbes последние 11 лет Шарапова — самая высокооплачиваемая спортсменка мира: с июня 2014 по июнь 2015 года она заработала $29,7 млн, из которых только $6,7 млн пришлись на призовые от выступлений.

Отказ спонсоров от контрактов с россиянкой Марией Шараповой может обойтись теннисистке в £100 млн (более $140 млн). По данным Daily Mail, рекламный контракт с Nike приносит Шараповой £6 млн в год, с TAG Heuer — £2 млн в год, с Porsche — £2 млн, Avon и Evian — по £1,5 млн, American Express, Head и Tiffany & Co — по £1 млн. Также может пострадать бренд конфет Sugarpova, созданный Шараповой.

«Рисков из-за допинга два: во-первых, спортсмена могут лишить возможности выступать в результате дисквалификации, то есть фактически возможности рекламировать продукт. Вторая важная составляющая — имиджевая, для Европы и США допинговые нарушения — серьезная проблема, и не случайно компания Head подверглась такой жестокой критике», — комментирует «Газете.Ru» партнер «ФБК Право» Александр Ермоленко.

Впрочем, как отмечает юрист, на фоне снижения в западных странах интереса к товарам, которые рекламирует Шарапова, в России, напротив, можно ожидать заметного роста интереса к этим маркам.

Финальный итог разбирательства будет зависеть от того, как надолго будет дисквалифицирована Шарапова.

Не исключено, что, если дисквалификация будет короткой, спонсоры вернутся: Шарапова является весьма привлекательным рекламным партнером, она еще достаточно молода, перспективна, заменить ее, например, на кого-то еще из теннисисток не так просто, добавляет Ермоленко. По его словам, в пользу Шараповой говорит и то, как она призналась в употреблении допинга — все было сделано в чисто западной манере и произвело неплохой пиар-эффект.

Контракты звезды уровня Шараповой и глобальных компаний насчитывают несколько сотен страниц, в них либо прямо прописан допинг, либо есть формулировки, связанные с приемом запрещенных препаратов. Громкие случаи скандалов случались уже не раз. Так, американский бейсболист Барри Бондс в 2007 году был вынужден порвать контакты с MasterCard и KFC после признания в непреднамеренном приеме стероидов. Впрочем, разрыв спонсорских контрактов далеко не всегда связан с приемом допинга. Гольфист Тайгер Вудс оказался без спонсорских денег Accenture, AT&T, Gillette в 2009 году, когда оказался замешан в многочисленных супружеских изменах. Впрочем, часть контрактов спортсмену удалось реанимировать после того, как он сообщил о прохождении лечения от сексуальной зависимости. Компания Nike, кстати, продолжила работать с Вудсом, хотя и сократила контракт.