«Бизнес боится, потому что не знает правил»

Зачем малому бизнесу маркетинговый навигатор, рассказал глава госкорпорации МСП Александр Браверман

Рустем Фаляхов 04.02.2016, 14:12
Глава госкорпорации по поддержке малого и среднего бизнеса Александр Браверман Кирилл Лебедев/«Газета.Ru»
Глава госкорпорации по поддержке малого и среднего бизнеса Александр Браверман

Глава госкорпорации по поддержке малого и среднего бизнеса Александр Браверман заявил «Газете.Ru», что не будет держаться за свою должность, если не нарастит долю МСП в госзакупках до 25%, а число занятых в этом секторе не вырастет с 18 млн до 35 млн человек. О том, как это можно сделать, Браверман рассказал в эксклюзивном интервью.

– Александр Арнольдович, правительство утвердило программу деятельности Корпорации МСП на три года с огромным количеством целевых показателей. Есть ощущение, что создана еще одна бюрократическая госструктура, от которой будет мало толку. На какой результат вы рассчитываете?

– Главным итогом наших усилий станет прирост ВВП за счет малого и среднего бизнеса.

– Прирост на ноль целых одну десятую? В рамках статистической погрешности?

– Нет, у нас есть четкие индикаторы, обозначенные президентом: нарастить к 2018 году объем госзакупок по линии МСП с 18 до 25%. Может быть и больше.

– А если не получится? Бонусы срежут?

– Это как минимум.

– А как максимум?

– Под запись могу сказать «Газете. Ru»: постараемся сделать все возможное и невозможное.

– До прихода в Корпорацию МСП вы возглавляли фонд развития жилищного строительства. Там получилось выполнить обещанное?

– Самооценкой не занимаюсь, приведу цифры. За пять лет построено около 5 млн кв. м жилья, в стройке еще 30 млн кв. м. Вовлечено в строительный оборот, очищено от недобросовестных госсобственников 37,9 тыс. га земли. Введены в эксплуатацию четыре завода по производству стройматериалов…

Если по Корпорации МСП не будут выполнены показатели, значит, этим будет заниматься кто-то другой.

– Договорились. Какие механизмы?

– Основных механизмов три: рост доли МСП в госзакупках, маркетинговый навигатор, кредитно-гарантийная и страховая поддержка бизнеса.

– Давайте по порядку. На какой объем госзакупок могут претендовать МСП?

– В соответствии с законом о госзакупках годовой объем закупок у МСП, который должны выполнить компании с госучастием, оценивается в 1,7 трлн руб. В соответствии с проектом программы расширения бизнеса МСП число занятых должно вырасти с 17,8 млн до 35 млн человек до 2020 года.

– Все-таки есть сомнения, что госкомпании, инфраструктурные монополии захотят наращивать долю МСП среди своих поставщиков или в госзакупках. Хлопотное это дело.

– Нет, иметь дело с МСП реально выгодно для госкомпаний. У них и управленческие издержки ниже, и компании более гибкие, лучше адаптированы к рынку и мы как Корпорация МСП будем в этом помогать обеим заинтересованным сторонам. Там, где нам надо будет вырастить новые МСП, мы будем доращивать вместе с субъектами РФ, инфраструктурными монополиями.

– Сколько госкорпораций согласились на расширение доли МСП в госзакупках?

– Все крупнейшие. По этому вопросу мы тесно сотрудничаем с 35 госкомпаниями: «Роснефть», РЖД, «Росатом», «Ростехнологии», «Ростелеком», «Россети» и др.

Не нужно демонизировать госкомпании. Якобы они не хотят давать госзаказы компаниям МСП. Неправда. Они готовы.

– Какие госкомпании более открыты к сотрудничеству, а какие нет?

– Степень готовности, конечно, разная. Но открыты к сотрудничеству все. Например, во время подписания меморандума с «Ростехом» Сергей Викторович Чемезов заявил, что для поддержки наиболее ответственных поставщиков из числа МСП планирует дополнить программу партнерства.

– А тот же «Росатом», например, не опасается получить от малого бизнеса, от ипэшников продукцию низкого качества?

– «Росатом» в 2015 году уже закупил в сегменте МСП продукции на 82,1 млрд руб. Конкурентные закупочные процедуры развиваются в атомной отрасли уже шесть лет, причем предпочтение отдается закупкам инновационной и высокотехнологичной продукции. У них введена обязанность определения доли таких закупок на этапе планирования и внедрен единый отраслевой стандарт закупок, по которому сейчас работают 379 предприятий «Росатома». Общий объем запланированных закупок организаций «Росатома» на 2016 год составляет 947 млрд руб., и предприятия МСП могут и должны претендовать на свою долю в этом пироге.

– Доля продукции, произведенной МСП, – какой план?
– За короткий промежуток времени номенклатура закупок уже выросла с 8427 позиций до 21 008.

– А корпорация будет искать поставщиков для госкомпаний или это не ваша забота?

– Наша. Особенно это важно сделать на первом этапе. Госкомпании часто не знают, где найти поставщиков продукции. Элементарно отсутствует реестр компаний, относящихся к МСП (к ним относятся компании с численностью работников до 250 человек и оборотом до 2 млрд руб.).

– Когда будет создан реестр МСП?

– Реестр появится до 10 августа 2016 года. Реестр создается под непосредственным руководством главы ФНС Михаила Мишустина, с нашим участием. Нас не устраивает тот реестр, о котором говорили, чтобы только закрыть поручение президента.

Планировалось составить его по двум показателям: численность работающих в компании и объем выручки. А наша задача – создать максимально информативный реестр.

Нужно, чтобы реестр содержал ту информацию о МСП, которая необходима и полезна всему бизнесу, в том числе и госкомпаниям. Даже в таком тяжелом бюджете, как бюджет 2016 года, выделены необходимые деньги для создания реестра МСП.

С появлением реестра у компаний, в дополнение к электронным площадкам, появится возможность направить прямое приглашение к участию в торгах квалифицированным поставщикам.

– Но компании боятся иметь дело с госкомпаниями, с «Ростехом» или «Роснефтью».

– Вот, вы ключевое слово сказали. Они боятся… Они боятся, они не знают правил. Наша задача – это им объяснить, показать, что «Ростех», «Роснефть» и другие госкорпорации готовы к прозрачным процедурам закупки. Но только вы, малый и средний бизнес, дайте продукцию должного качества в нужные сроки и конкурируйте по цене. «Ростех» заинтересован подтягивать к себе поставщиков из сектора МСП. Чтобы снизить цену, им как можно больше поставщиков нужно. А для того, чтобы больше поставщиков иметь, надо понимать, кто они вообще такие... и что производят, какую номенклатуру товаров. Причем номенклатуру, которая максимально совпадает с требованиями госкомпании.

– Но реестр сам по себе не гарантия же добросовестности компании и качества ее продукции...

– А дальше – предквалификация и сертификация продукции, которая должна быть обязательно. И очень быстро. И у нас здесь позиция консервативная. То есть крайне консервативная. Обязательная предквалификация поставщиков товаров и услуг. Только после этого тендер, госзакупки.

– А финансовый инструмент поддержки МСП – в чем его смысл?

– Это специальные кредитно-гарантийные продукты с банками. У Корпорации МСП есть «Программа 6,5». Мы ее для себя так называем.

Это когда ЦБ фондирует банк под 6,5%, а мы даем поручительство. Есть примеры отдельных банков, которые умудрялись под 28% выдавать кредиты для МСП.

Берут под 8–9%, а потом волшебным образом превращают в 28%. Теперь выдвинуто жесткое условие: кредит для МСП выдается не выше, чем под 10–11%. У банка сильно ограничена маржа, но и снижены риски. 12 банков уже участвуют в этой программе.

У нас будет двухканальная поддержка бизнеса и банков-партнеров. Сейчас как происходит процесс? Банк приходит со своим предложением по кредитованию того или иного проекта. Он находит этот проект, приходит к нам с процентной ставкой этого проекта и просит, чтобы мы разделили с ним риски путем выдачи ему гарантий или поручительства.

Это один путь. У нас по всей России есть сеть региональных гарантийных организаций. Они тоже будут искать проекты. И МСП Банк будет искать, и Корпорация МСП. Те проекты, которые нам принесет сеть, мы будем раздавать всем банкам. Но на конкурсной основе. И кто даст лучшие условия, того мы и прогарантируем. Это будут два канала, улица с двусторонним движением.

– За счет чего будете мультиплицировать количество МСП?

– Делаем маркетинговый навигатор для МСП. Запустим его в июле 2016 года. В 76 городах с населением 250 тыс. плюс.

Там, где есть платежеспособный спрос на тот или иной вид товаров и услуг в той или иной локации внутри субъекта.

Второй этап запуска навигатора – в сентябре в 163 городах с населением 100 тыс. плюс. Такие навигаторы в мире имеются.

– Как все-таки будет работать навигатор?

– Выбираете регион, который вас интересует. Вид бизнеса, количество работников. И навигатор указывает вам конкретное место, где можно, например, открыть кафе или прачечную, фитнес-клуб или автомастерскую. Навигатор вам сразу выдает готовый бизнес-план с расчетами, с параметрами по окупаемости. Мы хотим добавить еще несколько показателей: емкость рынка в деньгах на выбранной территории, адреса обучающих центров для персонала и базу данных по специалистам, размер ставок по кредитам в банках. Каким может быть размер госгарантии для этого вида бизнеса. Какой будет ставка аренды. Возможна ли льготная приватизация помещения. Все это поможет сформировать рынок предпринимательства.

– И сколько компаний МСП вы таким навигатором рассчитываете открыть или привлечь?

– Мы планируем, что число граждан, использующих сервисы маркетингового навигатора для открытия или развития своего бизнеса, в ближайшие три года составит не менее 600 тыс.

Максимальное значение этого показателя за данный период – 1,2 млн.

– Наверное, в эти 600 тыс. запишете те МСП, которые сейчас формально числятся, но реально их нет...

– Есть, конечно, зануленные компании. То есть те, которые показывают нулевую отчетность. А есть те, которые вообще не сдают отчетность. А есть «однодневки». По экспертным оценкам, которые встречаются в литературе.

– Вы всех в своем навигаторе учтете? Или только честные компании?

– Тех, кто честен и хочет вести бизнес, мы будем доращивать. А другие – это клиенты правоохранительных органов. Не наш сегмент.

– На недавнем предпринимательском форуме, который проводила «Опора России», выяснилось, что бизнес жалуется на наезды со стороны правоохранительных органов. 200 тыс. уголовных дел по статье «Мошенничество». Многие из таких дел разваливаются в суде. С такой проблемой МСП может к вам обратиться?

– Если бизнес недобросовестный – это к прокуратуре. Если речь идет о честном бизнесе – это к нам. Мошенничать не надо! А добросовестным компаниям будет оказана поддержка. Обещаю.

– Каков бюджет корпорации на 2016 год?

– Наш бюджет – 50 млрд руб. Но эта сумма выделена не на год. Часть средств, остатки, перейдет из этого года в следующий. Это примерно 30 млрд.

– Докапитализация предусмотрена?

– Это обсуждается. Все будет зависеть от итогов этого года.

– Но сейчас правительство режет всем ведомствам расходы…

– А с нами обсуждается докапитализация. Многие сходятся во мнении – другого ничего нет. За счет чего экономика-то будет расти? За счет МСП.