Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Просить нельзя уйти

«Аэрофлот» не планирует подавать заявку на получение госгарантий

Авиакомпании начинают принимать решения о подаче заявок на получение госгарантий от правительства. Мера должна поддержать отечественных авиаперевозчиков в кризисное время. Однако гарантии не смогут спасти всех, констатируют эксперты.

Российский авиаперевозчик «Аэрофлот» пока не планирует подавать заявку на получение госгарантий. «Аэрофлот не планировал и не планирует обращаться за госгарантиями. Включение в список системообразующих предприятий – это логично. Аэрофлот является гарантом сохранения авиационных перевозок на ВВЛ и на МВЛ», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе авиакомпании. Минэкономразвития включило «Аэрофлот» в список 199 крупнейших предприятий, находящихся в российской юрисдикции, которые могут рассчитывать на получение госгарантий в приоритетном порядке.

Помимо «Аэрофлота» в список стратегических предприятий также вошли «Трансаэро», авиакомпания «Сибирь», «Уральские авиалинии», а также «ЮТэйр». На этих пять перевозчиков в 2014 году пришлось около 75% всего пассажиропотока, или 69,7 млн пассажиров.

Включение авиакомпаний в список стратегических предприятий России стало одним из этапов программы господдержки отечественных авиаперевозчиков, ранее принятой правительством. Согласно утвержденному «Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» государство предлагает субсидировать часть затрат на уплату процентных ставок по кредитам, полученным в российских банках и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», по сделкам приобретения лизинговыми компаниями воздушных судов в 2008–2015 годах.

Впрочем, как отмечают эксперты, при текущем уровне господдержки некоторые авиакомпании могут уйти с рынка уже к лету.

«Думаю, что оптимизм у тех, кто не поддерживал мнения, что мы находимся в кризисной ситуации, уменьшится, а у тех, кто пессимистично относился, — пессимизма еще добавится. Я боюсь, что к лету подойдут не все компании или их объем бизнеса станет меньше», — заявил в интервью «Коммерсанту» глава АЭВТ Владимир Тасун.

Основными статьями расходов авиакомпаний являются, по данным Минтранса, расходы на авиакеросин (от 19,5 до 28,9%); аэропортовые сборы, наземное обслуживание, аэронавигация (15,5–20,9%); лизинговые и таможенные платежи, техническое обслуживание парка авиасудов (8,7–11,6%); расходы на оплату труда пилотного состава (5,1–9,9%).

Существенную долю занимают расходы на обслуживание кредитов (11,9–21,7%), которые нужны авиакомпаниям для поддержки приемлемого уровня cash flow. Впрочем, с 2014 года проблема получения новых займов для авиакомпаний встала очень остро. Банки больше не дают отсрочек по возвращению старых займов и не предлагают новых. Из-за падения курса рубля увеличились издержки авиакомпаний на лизинг и обслуживание воздушных судов.

Как указывают эксперты, повышение курса доллара по отношению к рублю сыграло немаловажную роль в сложившейся на авиарынке ситуации, так как расходы на лизинг воздушных судов, номинированные в долларах, увеличились пропорционально курсу валюты.

Наиболее напряженная ситуация сейчас у одного из крупнейших отечественных авиаперевозчиков «ЮТэйр». Кредиторы авиакомпании в лице Альфа-банка пытаются взыскать с «ЮТэйр» $42,4 млн и 116 млн руб. просроченных выплат по кредитам, а также добивается ареста принадлежащего компании имущества. Впрочем, в «ЮТэйр» все еще надеются преодолеть кризис, запустив программу оптимизации расходов на 5 млрд руб. в год, о которой авиакомпания объявляла летом. В программу входят отказ от неприбыльных маршрутов, сокращение персонала и флота, уменьшение времени обслуживания пассажиров. В рамках данной программы АК «ЮТэйр» приняла решение сократить 20% рейсов и 10% персонала. Сейчас перевозчик ведет переговоры с Airbus и Boeing о переносе поставок воздушных судов. По контракту поставка 20 самолетов А321 и 40 самолетов Boeing 737-800NG и 737-900NG была рассчитана на 2013–2015 и 2013–2016 годы соответственно. 10 февраля 2015 года глава авиакомпании Андрей Мартиросов объявил о том, что авиакомпания продаст 12 самолетов Airbus А321.

Помимо решения о продаже части авиационного парка, «ЮТэйр» 8 февраля подала заявку на получение государственных гарантий. «Учитывая непростую ситуацию на российском авиационном рынке и те сложности, с которыми столкнулась авиакомпания, «ЮТэйр» подала заявку на получение госгарантии», — отметил представитель авиакомпании. Запрошенная «ЮТэйр» сумма не называется. Непростая ситуация и в «Трансаэро». В конце января российское правительство предоставило авиакомпании госгарантию по кредиту на 9 млрд руб. Контролировать целевое использование кредита, обеспеченного гарантией, исполнение авиакомпанией обязательств по кредитному договору, а также расходы на выплату вознаграждений ее руководящему составу будет Минтранс. 28 января кредит на данную сумму сроком на три года был выдан банком ВТБ.

В банке отмечают, что «заемные средства предназначены для финансирования основной операционной деятельности авиаперевозчика. Исполняющим подразделением по сделке выступил воронежский филиал банка. Впрочем, как отмечают в правительстве, включение в список стратегических предприятий еще не гарантирует автоматической помощи в любых ситуациях. Как отметил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, список стратегических предприятий не рассматривается как закрытый и используется в качестве ориентировочного. При этом критерии зачисления в список чисто статистические: в него попали предприятия, уже активно работающие с отраслевыми антикризисными комиссиями и с регионами, причем основным интересом властей по отношению к ним являются поддержание занятости и сохранение рабочих мест.

Включение в список стратегических вряд ли решит проблему компаний с большой долговой нагрузкой, констатируют эксперты.

«Если смотреть с общеэкономической позиции, включение в список авиакомпаний вряд ли поможет исправить положение в отрасли. Необходимо улучшать среду, а не финансировать демпинг. Заливать деньгами рынок, где идет жесточайшая ценовая война и где игроки рынка работают ниже себестоимости, означает поддержание нерыночных условий,

— говорит «Газете.Ru» директор компании Infomost Борис Рыбак.

Для того чтобы этого избежать, необходимо сделать, чтобы компании работали с выгодой. То, что происходит сейчас, — это интенсификация генерирования убытков, таким образом вливание денег не решит проблему, а просто сделает долги авиакомпаний еще больше, резюмирует эксперт.

Новости и материалы
Агент Гурцкая: в «Локомотиве» понимают, что Дзюба будет приносить команде вред
В сети обсуждают съемку жены Диброва в мини-бикини: «Сколько ни красуйся, а под боком дед»
В квартиру журналистки «Фонтанки» пришли с обысками по уголовному делу
Кадони о совместимости Бузовой и Прилучного: «Ольга бы без остановки рыдала»
Бывший участник группы «На-На» о Бари Алибасове: «Настоящий тиран и деспот»
«Она знакомая Захарова»: главред «Фонтанки» объяснил обыски у журналистки издания
Стало известно о негативных последствиях для Байдена из-за удара Израиля по Ирану
Доля засекреченных расходов бюджета РФ стала рекордной с 2005 года
Трое украинских военных переплыли Днепр и сдались в плен
WADA не получило денежный взнос от России
Крупнейшие западные союзники Киева опасаются поражения Украины
«Клубничку хотели, это она»: Соловьев и Зейналова снялись с детьми в студии Первого канала
На Украине запретили «Социал-патриотическую ассамблею славян»
Фриске переживала, что не сможет родить после пластики живота
Россиянину, истязавшему малолетних пасынков, вынесли приговор
Жители Москвы стали реже читать электронные книги и чаще работать в метро
В США оценили, сколько РФ сможет поддерживать темпы наступления на Украине
Появились данные о состоянии выживших после падения самолета в Ставрополье летчиков
Все новости