Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Банки ждут потребителей

Несмотря на снижение темпов роста сектора банкиры продолжают развивать потребкредитование

Наталья Еремина, Ольга Адамчук 15.07.2014, 11:24
ИТАР-ТАСС

Когда-то один из самых прибыльных секторов для банков – потребкредитование — постепенно снижает обороты. Сектор ожидает ужесточение регулирования: банки будут строже отслеживать заемщиков, а государство в свою очередь — контролировать прозрачность кредитного договора. Однако принципиально менять стратегию банкиры не планируют: резервы для прироста еще есть.

Рынок потребительского кредитования временно стагнирует, основная причина — слабая экономика. Самые благоприятные прогнозы роста ВВП на этот год не превышают 1,5%. «Когда возобновится экономический рост, за ним последует и развитие потребкредитования, но 10-15% после восстановления экономики – это самый оптимистичный прогноз. В этом году портфели банков будут стагнировать, потребкредитование ждет рост в лучшем случае на уровне 5%», — говорит «Газете.Ru» председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Впрочем, некоторые банкиры говорят, что рост при благоприятном раскладе может составить и до 20%, но вряд ли более. Розницы, основанной на опережающем развитии, какой она была еще несколько лет назад, больше не существует, признает и член совета директоров банка «Траст» Николай Фетисов. Однако резервы для прироста все еще есть, уверен он.

В этой ситуации одним из негативных трендов эксперты называют рост просрочки, во многом также связанный с общеэкономической ситуацией в стране.

«У банков в портфелях десятки миллионов кредитов и поведение этих портфелей отражает происходящее с этими десятками миллионов заемщиков. При экономической стагнации или кризисных явлениях снижаются доходы населения и, разумеется, в целом по рынку растет число дефолтов», — комментирует ситуацию Фетисов. По данным ЦБ на 1 июня 2014 года доля просроченных кредитов физлиц на российском рынке составила 5,3%. Для сравнения: в 2009-2010 году просрочка достигала 7%.

Проблема с просрочкой уже привела к некоторому ужесточению кредитной политики.

Если три-четыре года назад банки активно наращивали сеть представительств, развивали call-центры, вкладывали средства в массированную рекламу и формировали основной рост за счет неохваченной клиентуры, то в течение прошлого года основные игроки розничного рынка ужесточали свои кредитные политики, в связи с чем большее количество клиентов сталкивалось с отказами или получало меньшие суммы займов. При этом банки не просто могут влиять на просрочку, а должны и обязаны это делать, в том числе, через параметры продуктов, через различного рода стресс-тестирование, отмечают участники рынка. «Основная работа по предотвращению происходит на этапе подготовке к выдаче кредита, при андеррайтинге. Банк может обращать внимание на источник дохода и справки, а может ориентироваться на средние данные по рынку. Можно анализировать долговую нагрузку клиента, а можно закрыть на это глаза», — констатирует зампред правления Нордеа-банка по рознице Андрей Мальцев.

Правда, сейчас ситуация улучшается. Банки последние полтора года ужесточали кредитные политики, уменьшали лимиты по выдаваемым кредитам, и в результате портфели формируются из более качественных клиентов, — объясняет Фетисов. По его мнению, пик проблемы просрочки был пройден в конце 2013-начале 2014 года и сейчас наблюдается стабилизация. В «Трасте», например, практически весь прошлый год ужесточалась риск-политика, поэтому выпадение в просрочку даже на ранних стадиях сейчас сокращается, такая тенденция сохранится в течение этого года, говорит Фетисов. Если в прошлом году в банке фиксировали заметное падение процента одобрения по кредитным заявкам частных клиентов, то сейчас ситуация выровнялась . «Связано это не с раскручиванием гаек, а с улучшением входящего потока», — уточняет Фетисов. Банкир обращает внимание на еще один важный показатель – процент принятия, показывающий, какое число из одобренных банком клиентов финально воспользовалось его предложением: «Принятие по кредитам наличными у нас составляет около 70 процентов. А это значит, что есть хороший резерв, за счет которого можно расти».

Впрочем, как отмечают банкиры, клиентская база по-прежнему крайне дифференцирована.

«Есть люди, которые иногда не платят, сотрудники банка им напоминают о необходимости произвести платеж, а есть люди, которые экономически не могут платить. Они попадают в просрочку и попадают в механизм взыскания. По правилам банк не может сразу списать просроченные кредиты, он должен провести процедуры по взысканию, поэтому плохие долги у банков накапливаются», — говорит Олег Вьюгин из МДМ-банка. Обычно до 90 дней просрочки (NPL) банки проводят меры напоминания, после — меры взыскания, и только после просрочки в 720 дней — списание, напоминает он.

Поэтому более строгого подхода в отношении большинства потенциальных заемщиков не избежать, зато надежные клиенты могут надеяться на послабления. «Банки пытаются работать с такими клиентами, у которых хорошая кредитная история и с зарплатными клиентами, которые находятся на зарплатных схемах в этом банке, — говорит Вьюгин, — Когда банку понятны поступления денег, риск меньше. Как и всегда, надежные заемщики могут рассчитывать на более низкий процент при получении кредита». «Нужно научиться сегментировать клиентов: делать хорошим предложения по привлекательным, пониженным ставкам, а плохим — либо максимально выгодное банку, либо вообще никакого» — согласен Фетисов. По его словам, у банка «Траст» сформировалась широкая клиентская база: «Есть те, кто уходил и потом возвращался, есть постоянные заемщики, клиенты по расчетным счетам, много депозитных клиентов — почти 200 тысяч человек. Наша задача в розничном секторе сейчас — четко сегментировать и внимательно, аккуратно работать с этой аудиторией».

Ужесточение регулирования, впрочем, идет не только со стороны банков.

Государство более активно контролирует и банкиров в отношении потребкредитов. В частности, вступивший 1 июля в силу закон о потребительском кредите обязывает банки указывать полную стоимость кредита (ПСК) в договоре крупным шрифтом в верхней части первой страницы. Этот показатель должен продемонстрировать заемщику, сколько процентов годовых он реально заплатит банку за пользование кредитом с учетом всех комиссий и дополнительных платежей.

«Многие банкиры стремятся покрыть существующую просрочку более высокими ставками, которые должны платить другие клиенты, и, на мой взгляд – это несбалансированная позиция рынка. Вступивший в силу закон о потребительском кредите – одна из мер, которая в среднесрочной перспективе приведет к тому, что просрочки будет меньше. У банков практически не останется возможности скрывать размер обязательств, которые берет на себя клиент», — надеется Мальцев из Нордеа-банка.

«Траст» с 2009 года активно развивает бизнес на рынке потребительского кредитования и не планирует менять стратегию, несмотря на замедление роста этого сегмента. «На сегодняшний день 60-70% бизнеса банка – как по портфелю, так и по фондированию - составляет розничный сегмент. Менять это соотношение в пользу корпоративных клиентов мы не планируем», — резюмирует Фетисов. Падение спроса у населения на кредитные продукты не наблюдается, и на данный момент главная задача банкиров определить, насколько клиент «качественный» и выбрать правильные резервы для роста бизнеса.