Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Новая программа «Транснефти»

«Транснефть» выполнит требования по ВСТО, несмотря на то что тарифы в 2014 году заморозят

Алексей Топалов 18.02.2014, 19:57
ИТАР-ТАСС

Решение о заморозке тарифов «Транснефти» в 2014 году осталось в силе, лишь с 2015 года они будут индексироваться на 0,9 от уровня роста инфляции. Однако «Транснефть» обещает к 2020 году увеличить мощность трубы ВСТО, как того и требовало правительство. Но, по словам экспертов, из-за медлительности геологоразведки в Восточной Сибири заполнение ВСТО нефтью пока не гарантировано.

Правительство приняло решение об индексации тарифов «Транснефти» на 0,9 от уровня инфляции. Об этом заявил во вторник министр энергетики Александр Новак по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева. Однако тарифы начнут расти лишь в 2015 году. Коэффициент 0,9 предусмотрен до 2018 года, потом индексация будет проводиться с коэффициентом 0,9–1 от уровня инфляции.

Таким образом, решение о заморозке тарифов нефтепроводной монополии в 2014 году осталось в силе.

В сентябре прошлого года «Транснефть» предупреждала, что из-за заморозки тарифов в 2014 году инвестиционная программа компании может быть пересмотрена в сторону сокращения. Причем речь шла не только о текущем годе, а о периоде до 2018 года. в частности это могло отразиться на проекте расширения нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).

Однако теперь глава «Транснефти» Николай Токарев заявляет, что к 2020 году, как и требовали власти, мощность первой очереди ВСТО возрастет до 80 млн тонн в год, мощность ВСТО-2 вырастет к тому же сроку до 50 млн тонн (сейчас по трубам первой и второй очереди прокачивается 37 млн тонн и 18 млн тонн соответственно). Причем финансироваться расширение будет из инвестпрограммы «Транснефти», которая была одобрена во вторник на совещании у премьера.

Программа вложений до 2020 года запланирована на уровне 1,991 трлн руб., из которых большая часть (1,35 трлн руб.) будет направлена на реконструкцию нефтепроводов — лишь 663 млрд руб. пойдут на строительство новых мощностей.

На расширение первой и второй очереди ВСТО запланировано выделить 172 млрд руб. По словам Токарева, источником финансирования инвестпрограммы станет корректировка тарифов, дивиденды и заемные средства.

Текущая инвестпрограмма «Транснефти» на 2014–2020 годы предусматривает план по расширению нефтепровода ВСТО лишь до 58 млн тонн, ее объем при этом составляет 461 млрд руб.

Аналитик Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев отмечает, что «Транснефть» может реализовать новую инвестпрограмму за счет собственных и заемных средств. «Чистый долг компании по итогам девяти месяцев прошлого года составлял 470 млрд руб. — всего 1,3 прогнозных EBITDA 2013 года, поэтому компания может позволить себе занять еще до 600 млрд руб., не превысив критический уровень в 3 EBITDA, — поясняет Пигарев. — Операционный денежный поток за девять месяцев 2013 составил 253,5 млрд руб., исходя из чего можно утверждать, что большая часть инвестпрограммы может быть профинансирована из собственных средств, даже несмотря на негативные для компании решения по тарифам».

«Окончательные затраты на расширение ВСТО во многом будут зависеть от того, сможет ли «Транснефть» удержать рост стоимости услуг подрядчиков и цен на материалы», — комментирует аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. Однако в целом, по его словам, финансовое положение компании за последнее время значительно улучшилось, маржинальность по EBITDA составляет около 60%. За девять месяцев прошлого года «Транснефть» сгенерировала более 100 млрд руб. свободного денежного потока, в то время как за аналогичный период 2012 года свободный денежный поток составил лишь около 10 млрд руб. «Таким образом, компания располагает свободными средствами, которые может инвестировать», — говорит Крюкова.

В то же время источник в российской нефтяной отрасли отмечает, что «Транснефть» свои свободные средства зачастую предпочитает вкладывать в различные векселя, что выглядит сомнительной инвестицией. «Векселя — инструмент низкодоходный», — поясняет собеседник «Газеты.Ru».

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев предупреждает, что у ВСТО есть сложности с заполнением. «Ресурсная база в Восточной Сибири достаточная, но ее надо разрабатывать, а инвестиционный климат на сегодняшний день таков, что геологоразведка ведется очень вяло», — поясняет Танкаев. По его словам, сейчас в Восточной Сибири рентабельной является только разработка уникальных месторождений с запасами от 300 млн тонн, например Юрубчено-Тохомского месторождения «Роснефти».

«Недропользователи в Восточной Сибири получают определенные преференции (по экспортной пошлине и налогу на добычу), но их недостаточно, — рассказывает эксперт. — Обеспечение ВСТО сырьем пока не гарантировано».