26 сентября 2016

 $63.99€71.83

18+

ЭКОНОМИКА РОСТА

Неперспективные подлежат сжатию

Минэкономразвития представит новый список моногородов, для решения их проблем предлагается потратить не менее 50 млрд рублей

На одной из улиц города Вичуга
На одной из улиц города Вичуга

Фотография: ИТАР-ТАСС

Минэкономразвития работает над новым списком моногородов, в который войдет, по предварительным оценкам, 200–250 населенных пунктов, а не 342, как сейчас. На их поддержку необходимо потратить в этом году около 50 млрд руб. Всего на решение проблемы безработицы, в том числе в моногородах, государство готово потратить от 100 млн до 200 млрд руб. Но не исключено, что риски будут перекрыты меньшими суммами.

В Минэкономразвития работают над составлением нового списка российских моногородов. Прежний — 342 города и поселка с общим населением 16 млн человек — не устраивает ведомство по причине того, что в него были включены населенные пункты по заявкам руководства регионов. В ряде случае это было экономически необоснованно, заявил 29 января глава департамента проектов развития экономики регионов Минэкономразвития Андрей Соколов на пресс-конференции, организованной компаний «Базовый элемент».

Новый список составляется на основе статистических данных — доли занятости на градообразующих предприятиях, предприятиях одной отрасли или одного производственного комплекса. Предполагается, что в него войдут города с населением свыше 3 тыс. человек, на которые будут распространяться программы господдержки. Выделять средства административным центрам, регионам и населенным пунктам, численность жителей которых менее 3 тыс. человек, будут власти на местах, уточнил чиновник МЭР.

Для поддержки моногородов министерство предлагает частично распаковать так называемый антикризисный фонд — 349 млрд руб., заложенные в федеральном бюджете на 2014–2016 годы. По предварительным оценкам, в 2014 году на эти цели потребуется 50 млрд руб.

30 млрд руб. предлагается потратить на субсидии для регионов на обновление социальной инфраструктуры. Часть средств пойдет на переселение граждан из депрессивных районов. Как ранее сообщала «Газета.Ru», Минтруда разработало предложения по стимулированию маятниковой миграции и поддержке переезда в регионы России, где есть потребность в новой рабочей силе. По линии Минтруда на эти цели планируется заложить около 10 млрд руб. Также потребуется финансировать программы переобучения граждан.

1,4 млрд руб. планируется направить по линии Минпромторга на субсидирование части процентной ставки по кредитам управляющих компаний технопарков, создаваемых на территории моногородов. Еще 5 млрд руб. будет необходимо выделить через фонд ЖКХ на капремонт и переселение жителей из ветхого и аварийного жилья.

Часть средств пойдет бизнесу на компенсацию платы за техприсоединение. Также планируется компенсировать часть расходов собственников градообразующих предприятий.

Сейчас для оценки необходимой финансовой помощи проводится опрос собственников градообразующих предприятий, сказал Соколов. Сумма может увеличиться после того, как ведомство соберет эти данные.

Предложения по финансовой поддержке моногородов уже отправлены в правительство на межведомственное согласование. В марте-апреле планируется открыть финансирование программ по решению проблемы моногородов, уточнил Соколов.

Как ранее сообщала «Газета.Ru», правительство признало схему поддержки моногородов в кризис 2008–2009 годов ошибочной. Тогда акцент был сделан на помощи градообразующим предприятиям и искусственном сдерживании безработицы.

На пресс-конференции было представлено исследование «Базэла», в котором предложены три модели развития моногородов: «управляемое сжатие», «стабильный моногород» и «индустриальная диверсификация». В 18 городах из 13 регионов было проведено 300 интервью с руководством управляющих компаний и градообразующих предприятий, чиновниками местных администраций и региональными властями, бизнесменами, профсоюзами и представителями общественных организаций.

«Все города разбиваются на четыре крупные категории. Первая — когда город имеет перспективы для развития, реализации инвестиционных проектов и предприятие в нем стабильно работает. Другой вариант — когда предприятие находится в сложной ситуации и будет, возможно, закрыто или законсервировано, но город находится в месте с развитой предпринимательской средой и имеет возможности для развития. Иногда бывает, что в городе никакого другого производства или другой занятости организовать нельзя в силу географического положения или структуры рынков. Сам город навсегда остается моногородом. Самый сложный случай, когда у города и предприятия перспектив нет», — пояснил замгендиректора «Базового элемента» Вадим Гераскин.

«Базовый элемент», который в 2009 году был вынужден при помощи господдержки решать проблему Пикалево, предлагает взять эти модели за основу госполитики в области решения проблем моногородов. Они могут быть использованы при разработках мер господдержки «с вариациями», сказал Андрей Соколов, отвечая на вопрос «Газеты.Ru».

Модель «индустриальная диверсификация» подходит для тех населенных пунктов, где есть возможность открытия нового производства. Модель «стабильный моногород» нужно реализовывать там, где градообразующее предприятие работает, но нет потенциала для дальнейшего развития, предлагается использовать политику малых дел — решение проблем ЖКХ, развития сферы услуг и так далее. На это, по оценкам исследования, может быть потрачено в течение ближайших двух лет 1,5–2 млрд руб. Инициаторами могут стать местные власти и местное сообщество.

Модель диверсификации — когда в моногороде существует возможность для открытия нового производства — государство использовало во время кризиса 2009–2011 годов. Однако такая возможность есть только в 45% моногородов.

«Перспективы для реализации инвестиционных проектов имеют в России меньше половины моногородов. Остальные находятся в такой ситуации, когда сложно или нереально найти возможности для привлечения инвестиций, и для работы с ними нужны другие методы»,,

— говорит Гераскин.

Для моногородов, в которых градообразующее предприятие закрывается, а возможностей для диверсификации экономики нет, предлагаются более кардинальные способы — «управляемое сжатие» или ликвидация.

«Управляемое сжатие» предполагает реализацию программ переселения части населения — от 40 до 60%, выделение внутри моногорода перспективных и неперспективных районов и формирование фонда муниципального жилья за счет выкупа жилья у переселенцев. Собственникам в неперспективных районах предлагается предоставлять другое жилье за счет обмена или продажи с зачетом стоимости старого.
Неперспективные районы предлагается использовать для организации общественных пространств, дачных участков и частной застройки для приглашаемых врачей и учителей. При модели «управляемого сжатия» предлагается сохранять ставки в социальных учреждениях.

Освободившиеся при «сжатии» поселка площади предлагается сдавать в аренду для предпринимателей по нулевой ставке, а для управления этим имуществом — создать специальный фонд и разработать программу продажи и аренды муниципальных площадок. По расчетам, затраты при «управляемом сжатии» могут обойтись примерно в 20–33 млрд руб. в зависимости от того, сколько жителей будет переселено — от 40 до 60%. Ликвидация поселков обойдется в 5–6 раз дороже — в 120 млрд руб.

Предполагается, что основная нагрузка при решении проблемы моногородов ляжет на федеральный и региональный бюджеты. Собственники градообразующих предприятий не будут финансировать программы.

«Собственник будет вовлечен в процесс модернизации. Это дело рук собственника, — пояснил Соколов. — Мы можем помочь теми или иными способами. Но главное — не допустить перегибов, чтобы не было искусственного субсидирования экономически неэффективных проектов».

«Это не замена усилий бизнеса, это его поддержка. Мы готовы помочь. Если компания готова принять дополнительных сотрудников, мы говорим: «Мы вам оплатим их переподготовку, оплатим их переезд», — подчеркнул чиновник.

В декабре МЭР повысило прогноз по безработице в России на 2014 год с 5,7 до 5,9%. «Реальный показатель может быть и выше», — предупредил замминистра экономического развития Андрей Клепач.

На программы по поддержке безработных, переквалификации, переселению, решению проблем моногородов в бюджете зарезервировано 100 млрд руб., заявлял осенью 2013 года глава Минтруда Максим Топилин. В январе этого года первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью The New Times сообщил, что на решение проблем безработицы в федеральном бюджете зарезервировано 200 млрд руб.

Расхождения в суммах объясняются тем, что пока нет оценок по масштабу проблемы и непонятны оптимальные размеры поддержки, сказали «Газете.Ru» два высокопоставленных чиновника финансово-экономического блока правительства.

Те риски, которые существуют в 2014 году, пока перекрывает сумма в 100 млрд руб., отметил один из собеседников.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ
  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ