Россия не намерена помогать конкурентам в газовом вопросе. На предложение соединить газопроводы «Южный поток» и Nabucco Москва ответила недвусмысленно.
«Мы вообще не обсуждаем эти вещи», — заявил в понедельник глава Минэнерго Сергей Шматко.
О том, что проекты двух газопроводов нужно объединить для сокращения расходов, на прошлой неделе заявил Паоло Скарони — глава итальянской Eni, партнера «Газпрома» по «Южному потоку» и одновременно участника Nabucco. Смычку одобряют даже Соединенные Штаты, лоббирующие Nabucco.
Российская сторона приветствует диверсификацию поставок газа в Европу, но «Южный поток» «более конкурентен», поскольку для его реализации достигнуты все необходимые соглашения и существует необходимая ресурсная база для его заполнения, объяснил Шматко нежелание объединяться. Действительно, у Nabucco до сих пор нет сырьевой базы: ни Иран, ни Туркмения, которые являлись главными потенциальными поставщиками сырья, соглашений по Nabucco пока не заключили.
«Наш проект мне кажется сильнее, у нас есть и соглашения, и газ, — сказал министр. — И мы ждем, когда проект Nabucco сможет соревноваться с нами».
Специалисты считают, что «Южный поток» действительно более конкурентоспособен, что понимает и Eni. «Демарш Eni обусловлен корпоративной борьбой внутри «Южного потока»: итальянцы хотят получить доступ как к компрессорным станциям, так и к распределению газа», — полагает Дмитрий Абзалов из Центра политической конъюнктуры. Однако после подключения к проекту французской EdF их позиции серьезно пошатнулись. Итальянцы хотели бы делиться с французами долей в проекте только на паритетных с «Газпромом» началах, поэтому предложение частично объединить проекты газопроводов – это попытка давления Eni на «Газпром», — предполагает эксперт.
«Газпрому» же такое объединение маршрутов явно невыгодно: в этом случае он потеряет контроль над «общей» частью транспортной магистрали, а это может обернуться для него проблемами со ставками тарифов и квотами на прокачку газа, аналогичными тем, что монополия уже имела с Украиной,
предупреждает начальник аналитического отдела ИГ (организация запрещена в России) «Универ» Дмитрий Александров.
Хотя, безусловно, в объединении хотя бы половины маршрутов двух проектов, например, в районе европейской части Турции, есть и экономическая выгода. «Прокладка двух маршрутов параллельно упростило бы работу и дало бы экономию от совокупной стоимости этих проектов в 25–33% (4-5 млрд евро)», — подсчитывает Александров.
Впрочем, нежелание России объединяться имеет и другую причину, которая перевешивает эту потенциальную выгоду. Проект, который будет запущен первым, скорее всего, останется единственным, так как два газопровода, сопоставимые по мощности и поставляющие газ в одном направлении, попросту не нужны.