В четверг Росавиация посоветовала пассажирам сдавать билеты на рейсы «КД Авиа», которая накануне уведомила телеграммой чиновников о возможном приостановлении операционной деятельности.
Как стало известно «Газете.Ru», находящаяся в глубоком кризисе калининградская авиакомпания в ближайшие дни может быть лишена лицензии на совершение авиационной деятельности. «Решение по авиакомпании будет принято в ближайшие дни на заседании сертификационной комиссии», — сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь Росавиации Сергей Извольский. В компетенции сертификационной комиссии выдавать, приостанавливать или отбирать лицензию эксплуатанта. Источник «Газеты.Ru», близкий к авиакомпании, добавляет:
«Хоронить авиакомпанию долго не хотели, но сейчас такое решение практически принято. Акционеры так и не решили, как будут спасать авиакомпанию».
С финансовыми сложностями авиакомпания столкнулась в конце октября 2008 года. Компания не смогла погасить облигационный заем. В итоге она перешла под контроль крупнейшего кредитора — банка «Санкт-Петербург». В июле премьер Владимир Путин пообещал, что федеральное правительство выделит Калининградской области 4 миллиарда рублей для внесения в уставный капитал «КД Авиа» для решения ее финансовых проблем. Но выделенную госпомощь авиакомпания так и не получила: контролирующие «КД Авиа» банк «Санкт-Петербург» и власти области не согласовали схему размещения допэмиссии акций перевозчика. Как говорит источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, банк «Санкт-Петербург» действительно собирался осуществить допэмиссию акций на сумму 4 млрд рублей, которую должна была выкупить область. «Но область и банк до сих пор спорят об объемах допэмиссии, а той суммы, которая была задумана изначально для решения проблем с долгами, теперь уже не хватит», — говорит он.
До сих пор авиакомпания не может решить проблем с выплатой заработной платы. «В результате активной разъяснительной работы, проводимой Северо-Западной транспортной прокуратурой среди работников «КД Авиа», в августе текущего года в Калининградскую транспортную прокуратуру поступило более 400 заявлений о невыплате заработной платы сотрудникам указанного предприятия», — говорится в сообщении Северо-Западной транспортной прокуратуры. На 1 сентября 2009 года Калининградским транспортным прокурором направлено в суд 143 заявления о взыскании с «КД авиа» заработной платы в пользу работников на сумму более 12 млн рублей. Более того, в ближайшее время компания из-за долгов может лишиться взятых в лизинг самолетов. Сейчас в эксплуатации у перевозчика 15 Boeing 737.
Тем не менее
в самой авиакомпании о возможном отзыве лицензии думать пока не хотят. «Мы прилагаем все усилия, чтобы решить текущие проблемы»,
— говорит руководитель пресс-службы Елена Пенькова. В компании напоминают, что еще вчера в Омском аэропорту произошла задержка рейса из-за долгов аэропорту, «но уже сейчас ситуацию по долгам с этим аэропортом удалось решить». Правда, маршрутная сеть авиакомпании по России достаточно разветвленная, и неизвестно, в каком аэропорту в следующий раз произойдет остановка.
«Изначально проект был очень интересный. Единственный реальный проект по созданию авиационного хаба (аэропорт из которого выполняются полеты по веерному принципу – «Газета.Ru») в Калининграде и авиакомпании с грамотным стыковочным расписанием, — сожалеет о ситуации в «КД Авиа» гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. — И ведь проект заработал. Но шарахнул кризис. А
так как все было построено на кредитных ресурсах, никаких шансов у него не осталось».
Эксперты считают возможное решение — лишить «КД Авиа» лицензии — радикальным, но единственно возможным выходом из ситуации. «Минтранс устал от постоянных ультиматумов перевозчика, это создает напряженность среди пассажиров», — говорит источник «Газеты.Ru». Угрозы приостановить перевозки из-за долгов от «КД Авиа» поступают уже не первый раз. Компания апеллирует к эксклюзивности и важности своего бизнеса. Ведь это единственный перевозчик, который осуществляет полеты через Калининград в Европу. «Помочь можно единственным способом – вот вам денег, летайте в убыток. Но пока меценатов на горизонте не видно», — говорит Рыбак. — Ситуация с авиакомпаниями похожа на то, что сейчас происходит на девелоперском рынке. Какую из компаний спасать? Ту, что больше нравится?»