Крупнейшего европейского авиастроителя EADS ожидает структурное реформирование, пишет французское издание Les Echos, ссылаясь на анонимные источники в компании. Исполнительный директор концерна Луи Галуа предложил объединить Airbus (100% «дочка» EADS по производству гражданских самолетов) и подразделение по производству военной техники MTA (Military Transport Aircraft). Также могут объединить производство оборонной (Defence & Security) и космической (Astrium) техники. Самостоятельным, однако, останется вертолетное подразделение (Eurocopter).
В рамках программы сокращения расходов возможно закрытие головных офисов компании в Париже и Мюнхене — об этом представители компании задумывались уже в октябре. В таком случае
единственным местом расположения концерна останется Тулуза.
Идея структурных изменений, выдвинутая исполнительным директором всего EADS французом Луи Галуа, может привести к осложнениям в отношениях с Испанией и Германией, также являющихся крупными акционерами EADS. По мнению немецкой стороны, в случае реализации предлагаемых мер баланс сил внутри концерна серьезно сдвинулся бы в пользу Франции. Например, космическое подразделение сейчас состоит под французским руководством, оборонное — под немецким. Airbus и Eurocopter управляются немцами. В случае слияния руководство может быть передано французам, опасается немецкая сторона.
Изменения могут коснуться и самого названия EADS, планируется заменить его на имя наиболее прибыльного Airbus'а. Впрочем, идея переименования не нова, эту тему поднимал восемь лет назад бывший глава подразделения гражданских самолетов Ноэль Форгер. Тогда переименование не состоялось из-за сопротивления крупного немецкого акционера — концерна Daimler (22,5% акций). Сейчас согласование с Daimler и другими немецкими акционерами также необходимо, но, по сведениям Financial Times Deutschland, компания пока не готова обсуждать вопрос наименования холдинга. Официально информацию о возможной реструктуризации руководство компании пока не комментирует.
Эксперты считают, что компания в условиях кризиса таким образом может попытаться сократить издержки и избежать дублирования функций различных подразделений. Например, объединяя Airbus и MTA, можно поддержать традиционно прибыльное производство гражданских самолетов. Однако скоро ситуация может принципиально измениться. «Многие авиакомпании, разместившие заказы у Airbus и его конкурентов, будут отзывать заявки», — считает аналитик Rye, Man & Gor Securitie Ленар Хасизов.
Раньше до половины самолетов приобреталось в лизинг, что стало недоступным в условиях кредитного дефицита.
Поэтому подключение военно-транспортного дивизиона призвано поддержать Airbus в сложный экономический момент. По мнению аналитика, «спрос на военный транспорт менее подвержен кризису и останется стабильным». Напомним, Airbus уже обещал провести сокращения в 2009 году — кадров и производства. Впрочем, даже несмотря на небольшой отток заказов в текущем году, компания уже поставила более 800 самолетов, и заявленная на текущий год цель в 850 самолетов остается реальной.