Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ЕвроОСАГО провалилось в дыру закона

Европротокол не для всех

Несмотря на многолетнюю подготовку к введению европротокола и прямого урегулирования в ОСАГО, страховщики нашли в законодательной базе лазейки, чтобы оставить прежний, выгодный для них механизм оформления ДТП. И чтобы получить положенную компенсацию, с 1 марта автомобилистам придется быть очень внимательными при оформлении аварий.

С 1 марта вступают в силу две новые для автомобилистов услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Речь идет о прямом урегулировании убытков в аварии, когда владелец может обращаться за деньгами в свою страховую компанию, а не к страховщику виновника ДТП, и о европротоколе, который позволяет водителям самостоятельно (без гаишников) оформить аварию, в которой ущерб, по их оценке, не превышает 25 тыс. рублей. Для двух услуг важным условием является наличие полиса ОСАГО у обоих водителей (в ДТП не должно участвовать больше двух машин) и отсутствие пострадавших граждан.

В страховых компаниях особо настаивают, что при европротоколе люди не договариваются, кто из них виноват, а тщательно записывают схему ДТП в листке извещения (прилагается к полису) и разъезжаются по своим страховым компаниям.

И затем страховщики, исходя из заполненных схем аварии, решают, кому платить деньги. В течение 30 дней после обращения клиента в свою компанию она обязана либо возместить убытки, либо мотивированно отказать в компенсации.

Законодатели рассчитывали, что одним из сильнейших эффектов нововведения будет снижение автомобильного трафика. Ведь часто улицы бывают заблокированными из-за того, что водители машин, попавших в ДТП, долго ждут ДПС. В этой связи возникает сложность с оформлением европротокола, если хотя бы одна из машин застрахована по каско (риски «Угон», «Ущерб»), согласно которому для возмещения стоимости ремонта страховщику необходима справка ГАИ. «В настоящее время страховые компании работают по имеющимся правилам каско, согласно которым без справок из ГИБДД страховое возмещение может выплачиваться, если ущерб не превышает 3–5% от страховой суммы», — поясняет начальник управления автострахования СГ «Межрегионгарант» Алексей Мишин. Иными словами, если автомобиль застрахован на 500 тысяч рублей, то 5% от суммы как раз составляет 25 тысяч рублей по европротоколу. В то же время Мишин акцентирует внимание на том, что все зависит от правил, действующих в компании. Некоторые страховщики для снижения стоимости полиса могут исключить эту возможность, и тогда придется, как и раньше, дожидаться гаишников. То же касается случаев, когда человек не может самостоятельно определить ущерб.

Однако далеко не все автомобилисты смогут воспользоваться нововведением.

По словам директора по методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Владимира Козлова, европротокол и прямое возмещение ущерба по ОСАГО будет действовать только для водителей, купивших полис ОСАГО начиная с 1 марта 2009 года. Свое решение страховщики объясняют тем, что опасаются всплеска мошенничества, который может их разорить. «Кроме того, прямое урегулирование убытков приведет к тому, что одна компания фактически на какое-то время будет кредитовать убытки другой», — заметил начальник правового управления РСА Андрей Юрьев. Это, по его мнению, в условиях кризиса отрицательно скажется на устойчивости компаний. Любой факт, который страховщики посчитают мошенничеством, они обязуются доводить до суда. «Это реальные уголовные сроки, и все должны это понимать», — пригрозил Козлов. Он отметил, что если суд не сможет наказать мошенника, то страховая сможет по закону увеличить для такого автомобилиста тариф по новому полису в полтора раза.

В РСА не смогли дать определенного ответа на вопрос, насколько законно отказывать в новых услугах водителям, купившим полисы до вступления изменений.

«Если бы у законодателя была идея распространить новую норму на старые договоры, то, в соответствии с Гражданским кодексом, такая норма была бы прописана в законе ОСАГО, — поясняет позицию РСА Козлов. – Поскольку такой нормы нет, вывод у юристов РСА один: нововведение распространяется только на договоры, заключенные с 1 марта».

Независимые юристы тоже признают, что автомобилистам со старыми договорами будет сложно добиться права на новые услуги даже в суде. «Пока практика решения подобных споров отсутствует, поэтому мало вероятности, что судьи смогут в ближайшее время решить этот вопрос в пользу автомобилистов», — заметил автомобильный адвокат Алексей Голубев.

Новости и материалы
Лишь каждый пятый россиянин никогда не прерывался на работу в отпуске
Египет опроверг сообщения о переговорах с Израилем по Рафаху
Ученые выяснили, что курицы краснеют от злости и радости
Дипломат Антонов заявил, что США давят на энергетику РФ ради доминирования на рынках
ООН не направила РФ раздел доклада с обвинениями в сексуальном насилии на Украине
В Харькове перебили газопровод
Полиция ФРГ ликвидировала человека с мачете в библиотеке
Кишечные микробы могут действовать как запасная печень, узнали ученые
Российские космонавты на МКС провели тренировку в скафандрах «Орлан»
Делегация Северной Кореи отправилась в Иран впервые за 5 лет
В Харькове повреждены многоэтажные здания, есть раненые
Экс-спикер Рады: отказ украинцам в консульских услугах приведет к потере целого поколения
Две трети россиян признали бесполезным худеть к лету
Синоптики анонсировали заморозки в Москве 24 апреля
В Верховной раде Украины нашли вариант финансирования ВСУ
Начался суд между Adidas и Nike
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Все новости