Кого слушает президент

«Сокол» с разрезанным горлом

Московские власти решились на закрытие тоннеля на «Соколе»

Артем Бетев 06.07.2007, 18:11

Московские власти решились на закрытие тоннеля на «Соколе». Оно произойдет в эти выходные, и в результате на 5 месяцев важнейшая вылетная трасса столицы будет практически перерезана. Однако, по мнению экспертов, такие радикальные меры все равно не решат транспортных проблем на севере города.

В ГАИ Москвы сообщили, что столичные власти закроют с третьей попытки тоннель в районе метро «Сокол». Подземный проезд с Ленинградского проспекта на шоссе перекрывается в связи с реконструкцией развязки, объединяющей Ленинградское и Волоколамское шоссе в Ленинградский проспект. Эти строительные работы ведутся в рамках амбициозного проекта столичного правительства «Большая Ленинградка», согласно которому на пути от Манежной площади до Шереметьева должны исчезнуть все светофоры. Выполняя эти планы, строители уже выкопали тоннель в районе Путевого дворца и начали реконструкцию на площади Тверской Заставы, которая включает расширение проезда под Тверским путепроводом. К 2009 году чиновники обещают построить под Пушкинской площадью подземные тоннели, по которым будет организованно сообщение между Страстным и Тверским бульваром, построить развязку на пересечении Ленинградки и Фестивальной улицы и построить еще один мост через канал им. Москвы.

На «Соколе» после реконструкции над площадью должна появиться Y-образная эстакада, по которой автомобили с Ленинградского и Волоколамского шоссе будут попадать в центр. Существующий тоннель строители укрепят, и после реконструкции по нему поедут машины из центра в Шереметьево. Под этим тоннелем будет вырыт еще один — для проезда с Балтийской улицы на Алабяна.

Из-за того что в ходе масштабных строительных работ будет фактически перекрыто сообщение между центром города и спальными районами на севере столицы и Подмосковья, Ленинградку, а также все дороги, по которым автомобилисты будут пытаться миновать гигантскую пробку на «Соколе», парализует.

По словам начальника отдела организации дорожного движения НИиПИ Генплана Москвы Игоря Бахирева, столичные дорожники опасаются, что после закрытия тоннеля дорожная обстановка ухудшится почти на трети Москвы — автомобилисты в поисках более или менее свободных дорог разъедутся по территории от Можайки до Ярославки (об официальных путях объезда Сокола и альтернативах Ленинградке «Газета.Ru» уже писала). Причем перед началом строительства ущерб, который возникнет от перекрытия важнейшей вылетной артерии города, никто не считал. По словам генерального директора Дорожного проектно-изыскательного и научно-исследовательского института Олега Скворцова, в России просто не существует официально утвержденных методик для расчета потерь от пробок.

Однако в развитых странах потерянные в заторах деньги считают. Как рассказал Скворцов, для этого сначала собираются статические данные о том, сколько времени автомобилисты теряют в пробках. Затем эти часы умножаются на зарплату, которую они получили, толкаясь за рулем по забитым улицам, вместо того чтобы работать. Также учитывается, сколько в пробках сгорает зря топлива и какой ущерб экологии наносят чадящие автомобили. На сегодняшний момент пропускная способность развязки на Ленинградке, по данным специалистов, равна 6 тыс. автомобилей в час, а это значит, что при полной дневной загрузке через «Сокол» за 10 часов проезжает 60 тыс. автомобилей. Если за 5 месяцев строительства эти люди в новых пробках в среднем потеряют хотя бы по 1 часу, то при официальной средней московской зарплате 23 тыс. рублей только потери работодателей превысят 1,5 млрд рублей.

Кроме того, московские чиновники потратят и на развязку у метро «Сокол», и вообще на всю «Большую Ленинградку» колоссальные деньги.

Согласно постановлению столичного строительства «О ходе реализации и задачах дорожно-мостового строительства в городе Москве на 2007–2011 годы», на строительные работы по реконструкции Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе в 2007 году из бюджетных денег выделяется более 10 млрд рублей.

В этом году больше чиновники планируют потратить только на Звенигородское шоссе, которое пока существует только на схемах, а чтобы его закончить, необходимо построить несколько многокилометровых подземных тоннелей. А Ленинградку строить заново не надо, она уже существует.

Причем, как считают специалисты, вложенные деньги в конечном счете, скорее всего, не помогут победить пробки на севере Москвы. Как рассказал «Газете.Ru» начальник отдела организации дорожного движения ООО «Центр исследования транспортной инфраструктуры», разрабатывавшего концепцию организации движения на «Соколе», Александр Кулаков, по замыслу проектировщиков, новая развязка сможет пропускать почти в 2 раза больше машин, чем старая, то есть около 11 тыс. Эксперт из МАДИ, пожелавший остаться неизвестным, заявил «Газете.Ru», что после реконструкции из центра Ленинградку загрузить не получится, зато из области «хвосты» ко МКАДу и на Ленинградском, и на Волоколамском шоссе появятся быстро. «В центре нет дорог, по которым к «Соколу» могло бы подъезжать 11 тыс. машин в час, — рассказали в МАДИ. — Зато все те, кто стоял в пробках в центр на Дмитровке и объезжал «Ленинградку» по МКАДу, сразу кинутся на расширенную бессветофорную трассу и ее забьют. Когда появится четвертое кольцо, ситуация только ухудшится».

При этом, по словам экспертов, московские чиновники тратят бюджетные деньги так, что они принесут минимальную пользу городским жителям.

«Во всем мире с пробками в городах борются, развивая дорожную сеть, то есть строя новые дороги, а не расширяя существующие, по которым и так можно ездить, — заявили «Газете.Ru» в НИиПИ Генплана. — Дороги на севере столицы гораздо сильнее разгрузили бы новый скоростной дублер «Ленинградки». А Скворцов считает, что многие транспортные проблемы столицы можно было бы решить, если просто построить достаточное количество парковок. «Если убрать припаркованные автомобили, которые блокируют правую полосу практически на всех улицах, город опять поедет», — считает он. По мнению Бахирева, создавать радиальные трассы с повышенной пропускной способностью в Москве бессмысленно, так как центр не справляется и с теми машинами, которые в него приезжают уже сейчас. «Во всем мире, чтобы справиться с пробками, либо развивают всю дорожную сеть, а не только вылетные магистрали, либо вводят ограничения — платный въезд в центр, выделенные полосы для общественного транспорта, перехватывающие парковки», — заявил он. Правда, и в переполненном метро «спешившихся» автомобилистов никто не ждет.