Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Марш двадцатитысячников

Кирилл Тищенко 16.01.2006, 10:39

Иностранные производители снова справили в России праздник роста продаж. По сравнению с 2004 годом россияне раскупили в полтора раза больше новых иномарок. Как и предсказывалось, продажи перевалили за полмиллиона машин.

Продать за год не меньше 20 тыс. машин — это теперь необходимое условие попадания в десятку лучших продавцов иномарок. В рейтинге иностранных производителей произошли интересные перемещения: наиболее бюджетный представитель «иностранного легиона», узбекско-корейская «УзДэу» оттеснена с четвертой позиции (занимаемой ею в 2004 году) на пятую, где на пятки ей наступает Nissan (48,6 тыс. проданных машин у Daewoo против 46 485 у Nissan). При этом автомобили первой четверки, стоимостью на несколько тысяч долларов выше Nexia, раскупали весьма активно, и разрыв между Toyota и Ford (второе и третье местa) составил менее сотни автомобилей (год назад он исчислялся несколькими тысячами). Это уже, похоже, тенденция: для российского потребителя все меньшее значение имеет преимущество в цене, и отказывается он уже не от «Лады» в пользу иномарки, а от «лишь бы иномарки» в пользу хорошо зарекомендовавшей себя модели. Впрочем, Nexia ожидает рестайлинг, и вполне возможно, что обновленная модель поможет компании вернуться в первую тройку.

Hyundai значительно, на 20 с лишним тысяч машин, увеличила разрыв с остальными лидерами рейтинга.

У южнокорейской компании наиболее сбалансированы продажи по модельному ряду: в отличие от других «обрусевших» автопроизводителей она весьма успешно торгует не только массово собираемыми в России автомобилями, но и более дорогими моделями зарубежной сборки. В прошлом году Elantra, Getz, Matrix, Santa Fe, Sonata, Terracan и другие одолели своей многочисленностью местные «Aкценты»: последних продали 32,7 тыс., завозных — 42 567, что позволило достичь общего объема продаж 87,5 тыс. автомобилей. В этом году Hyundai наверняка станет первым зарубежным автопроизводителем, продавшим в России сотню тысяч автомобилей.

Из топ-10 производителей за прошлый год вылетели Volkswagen и Opel, уступившие места Mazda и Chevrolet. С выходом нового поколения популярного Aveo Chevrolet имеет шансы подняться в рейтинге еще выше. Renault переместилась с восьмой на седьмую позицию: набирают обороты продажи модели Renault Logan, которая уже спорит за второе место в списке бестселлеров марки с Renault Clio Symbol (7057 у Logan против 7666 у Clio) и в этом году наверняка обойдет по продажам Renault Megane II, которых в этом году приобрел 8751 россиянин.

Что касается рейтинга моделей-бестселлеров, то с лидером здесь получилась некоторая неопределенность. Возможно, им по-прежнему является Ford Focus. Возможно, потому, что в российском представительстве Ford цифры продаж Focus (седан, хетчбэк, универсал) вдруг стали суммировать с продажами компакт-вэна C-Max, который, хотя и имеет в имени приставку Focus, по сути, относится к автомобилям другого класса. Продажи C-Max в компании отказались сообщать наотрез. Так что, учитывая, что модели-конкуренты, например, Renault Scenic (кстати, в оригинале тоже с приставкой Megane), расходятся тиражом 2–3 тыс. экземпляров, а совместные продажи Focus и компакт-вэнов всего на несколько сотен опережают продажи пробившегося к вершине рейтинга Mitsubishi Lancer, реальным лидером рейтинга следует считать именно японский автомобиль.

Daewoo Nexia сместилась на одну позицию ниже (третье место), зато в десятку попала еще одна модель, ввозимая из Узбекистана, — Daewoo Matiz. Другим новичком в первой десятке стала Hyundai Elantra. Две эти корейские модели выбили из топ-10 бестеллеров Kia Rio, после обновления перешедшую в другую ценовую категорию (в России за нее просят от $14,5 тыс.), и поднадоевший Nissan Primera.

Наиболее прочное положение в десятке у Toyota Corolla и Nissan Almera (шестое и седьмое места): продажи каждой модели за год выросли почти вдвое.

Hyundai Getz, сохранившая восьмое место, расходится не так активно: в прошлом году было продано 15 тыс. против 11 тыс. в 2004-м.

Впрочем, потеря позиций, возможно, грозит не только этой модели: в этом году гораздо более активны на российском рынке будут китайские автопроизводители. Помимо уже обосновавшейся в России Great Wall Motors стартовали продажи Chery и FAW, предлагающих модели в ценовом сегменте до $10 тыс. Тем не менее западные автокомпании сдаваться не собираются: их руководство признало рынки развивающихся стран, в том числе Китая и России, наиболее перспективным направлением. В этом году в России начнется строительство завода Volkswagen, а «Северсталь» собирается заняться сборкой Fiat. На автосалоне в Детройте желание построить в России завод для выпуска Nissan высказал президент альянса Nissan-Renault Карлос Гон.