На выходных председатель правительства одобрил «с учетом рассмотрения на заседании Совета по конкурентоспособности» дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста в стране.
Эффективность работы правительства в экономической сфере Фрадкова категорически не устраивает.
«В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 2006 год и на период до 2008 года даже при благоприятной конъюнктуре мировых рынков сырья и энергоносителей темпы роста валового внутреннего продукта при реализации указанных мероприятий могут составить 5-6% в в год, что не позволяет решить задачу удвоения ВВП за десятилетие.
В этой связи необходимо осуществление дополнительных мер, которые были бы направлены на ускорение темпов экономического роста и решение первоочередных задач», — говорится в документе, который одобрил премьер.
Несмотря на противодействие со стороны министров экономического блока правительства Алексея Кудрина и Германа Грефа, премьер вновь предложил снизить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 13% начиная с 2007 года. Снижение налога, по мнению Фрадкова, возможно в том случае, если эти меры не будут «сопровождаться увеличением доли государственных расходов в ВВП». За счет снижения НДС глава правительства собирается увеличить темпы экономического роста на 0,5%. При этом среднегодовой темп роста промышленного производства, согласно расчетам экспертов аппарата правительства, увеличится на 0,3–0,5%, а увеличение темпов роста инвестиций с учетом привлеченных средств составит 1,1–1,3% в год.
«Снижение ставок налога — это гуманнее по отношению к бизнесу, чем налоговый террор, — солидарен с правительством руководитель аналитического отдела компании Financial Bridge Станислав Клещев. — Сейчас государство может позволить себе короткие налоговые каникулы. То, что Фрадков одобрил эту программу без согласования с профильными министерствами, вполне понятно. Он никогда бы ее не согласовал. Снижение НДС на 5% — это огромные убытки бюджета, быстро компенсировать которые можно лишь из стабфонда. Минфин и МЭРТ категорически против использования этих средств внутри страны».
Без бюджетных потерь Фрадков обойтись не надеется. Выпадение бюджетных доходов из-за снижения НДС, по оценкам премьера, вначале составит около 300 млрд рублей. Компенсировать ущерб глава правительства рассчитывает за счет «реализации новых проектов, выхода из тени и увеличения налогооблагаемой базы». Все это, по словам Фрадкова, обеспечит дополнительные доходы бюджета в размере около 150 млрд рублей.
Идея снизить НДС на 5% возникла в правительстве в конце 2004 года. Доходы от НДС составляют 40% российского бюджета. Но собираемость его неудовлетворительна – по разным оценкам, от 50 до 70%. Также возникают проблемы с возвратом НДС при экспортных операциях. Широкое применение бизнесом ложных схем возмещения НДС, по мнению налоговиков, уже в ближайшие год-два способно привести к тому, что на возврат НДС будут уходить все собираемые от этого налога деньги.
Против экспериментов c НДС регулярно выступают министр финансов Алексей Кудрин и экономического развития Герман Греф. «Этот налог достаточно нейтрален для бизнеса, но он сделает неустойчивым бюджет, когда упадут цены на нефть», – настаивает руководитель Минэкономразвития.
Минфин России уже объявил, что будет выполнять поручение премьер-министра, касающееся снижения налога на добавленную стоимость с 2007 года, но считает, что своими противоречивыми решениями правительство может отпугнуть инвесторов, которые заинтересованы в стабильности. «Поручение будет выполнено. Правда, у нас есть еще финансовый план, подписанный Фрадковым около месяца назад, который полностью противоречит решению, одобренному им сейчас», — сказал источник в Минфине.
Но правительственные эксперты уверены, что социально-экономическое положение России сейчас достаточно стабильно, чтобы выдержать новые реформы. «Прогнозируемый профицит бюджета в 2005 году — 1440,3 млрд рублей, а в 2006 году — 776 млрд рублей. Объем cтабилизационного фонда достигнет в 2006 году 2,24 трлн рублей, в 2007 году — 2,6 трлн, рублей, а к 2008 году — 3 трлн рублей», — аргументировал свое решение Фрадков.
По мнению независимых экспертов, компенсировать убытки бюджета правительству будет очень сложно. «Возможно, премьер не совсем отдает себе отчет в том, как много доходов выпадает. За счет того, что кто-то станет честнее платить налоги, невозможно восполнить все потери от этой реформы. Это иллюзия», — отмечает Клещев.
Параллельно со снижением НДС премьер предлагает реформировать систему взымания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Реформа предполагает отказ от привязки налога к мировым ценам на нефть и повышение базовой ставки, введение поправочных коэффициентов, учитывающих особенности месторождений, а также возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок. За счет этих мер Фрадков рассчитывает сдержать рост цен на бензин на внутреннем рынке.
«Решение Фрадкова стало реакцией на рост доходов России от продажи нефти, — отмечает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. — Идет волна популизма со стороны Госдумы и представителей бизнеса, которые призывают смелее распоряжаться полученными средствами. Но правительство — это не избирательный штаб. Оно должно вести ответственную политику».
По мнению Ясина, сейчас снижение НДС в России не имеет смысла. «Власти могут чинить любой произвол, а социальный протест при необходимости заливать свободными деньгами. Прокуратура усиливает давление на бизнес. В таких условиях средства, которые предприниматели получат от снижения НДС, пойдут не на инвестиции. Их вывезут за рубеж или направят на престижное потребление. Инфляция, соответственно, вырастет», — уверен эксперт.