Выставку Андрея Колкутина галерея «Кино» представляет в своем новом помещении. Раньше у галереи не было постоянного уголка, но она каким-то образом существовала и делала выставки. Вообще-то новый зал открылся еще в декабре, а за прошедшее время там успели показать несколько выставок. Скоротечность экспозиций – атрибут современной галерейной деятельности. Не в пример музеям, растягивающим показы своих выставок на месяцы, галереи выстреливают ими на неделю-две и берутся за следующие. Вот и нынешняя экспозиция пробудет в «Кино» недолго – до 8 апреля. Между тем персонаж, показываемый галереей, небезынтересен, и к тому же его работы редко выставляются в Москве.
Последняя большая выставка Колкутина была сделана куратором Георгием Никичем в «Новом Манеже» в 1999 году. С тех пор художник больше показывался в Европе, чем здесь. Последний раз – в известной галерее Moderne в Силькеборге (Дания). И это при том, что живет и работает он в Нальчике. С одной из датских галерей у него подписан контракт, который не позволяет художнику показывать свои работы, где заблагорассудится. Выставка в «Кино» — исключение. Как стало известно, к этой экспозиции вновь оказался причастным Георгий Никич, старый поклонник творчества Колкутина.
Художник стал активно выставляться с конца восьмидесятых – тогда на русское искусство был спрос, и работы Колкутина ездили по миру. Эта востребованность сохранилась по сей день.
Почему-то именно в северной Европе, в Дании, чего, впрочем, нет у десятков других художников, на волне перестроечного интереса сумевших показать себя Западу, но оставшихся ни с чем после спада этой волны. В датском королевстве Колкутин сумел зацепиться.
Пластика и общий образный строй основной массы его работ безошибочно напоминают о конце 1980-х – начале 1990-х годов, о художниках близких, например, галерее «МАРС». Легкий налет провинциализма, как бы игрушечная живопись, декоративная и почти плоскостная, с подчеркнутым лиризмом и нарочитой наивностью. У Колкутина к этим определениям добавилось хорошее чувство цвета и мотивы русской иконописи и супрематизма.
То, что показывают в «Кино», является квинтэссенцией именно этой линии – иконно-супрематической. Это вещи последних десяти лет. Здесь нет колкутинских милиционеров или старушек – «наивной» составляющей. Остались только «серьезные» круги да прямоугольники, складывающиеся в подобие иконных образов. Масляная краска на холсте пытается имитировать выщербленный временем левкас – иконный грунт для темперной живописи, но ей это удается плохо – она уступает древнерусской кашице из мела и клея в светоносности.
Масляная краска подобно эмали отражает свет, не дает ему проникнуть внутрь. Но это видно только вблизи, а если повесить работу Колкутина на большую стену и смотреть с дальней дистанции, то получится своего рода офисная икона, намекающая одновременно на духовность и продвинутость обладателя.
Какие-нибудь «Борис и Глеб», составленные из цветных прямоугольников, парабол и кругов, будут идеально смотреться в современном интерьере.
При весьма качественном исполнении в колкутинских работах не удается уловить особого пиетета перед прототипами – ни перед религиозной живописью, ни перед супрематизмом. И то и другое эксплуатировано умело, но образцы-то имеют в основе более мощную мотивацию и создают фон, сравнение с которым – не в пользу Колкутина. Ни христианской одухотворенности, ни сектантского, почти мистического энтузиазма Малевича в переворачивании основ – только хорошо сделанное напоминание обо всем этом на стене вашего офиса.
Тема, поднятая на выставке Колкутина, удивительным образом совпала с последними новостями о суде над организаторами выставки «Осторожно, религия!», что в наши самодержавно-православно-народнические времена не стоит недооценивать. Стоит проявить немного неуважения – не то чтобы иконы топором рубить, но хотя бы позволить себе иронию – и ты кандидат в еретики. Супрематизм – не оправдание.
Галерея «Кино». Б. Ржевский пер., 8. Андрей Колкутин «Избранные» – до 8 апреля.