[an error occurred while processing this directive]



 
 



ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | МАНЬЯК | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | КУБОК УЕФА | СОЧИ'14 | ЛИГА ЧЕМПИОНОВ





История станций «Северный полюс»





Текст: "Газета.Ru"  



СП-1

Открытие первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1» (СП-1), обосновавшейся всего лишь в 20 км от северного полюса, состоялось 6 июня 1937 года. Команду ученых возглавил полярник Папанин. Экспедиция длилась 9 месяцев, за это время льдина прошла более 2000 км. 19 февраля 1938 года четверку зимовщиков в нескольких десятках километров от берегов Гренландии сняли ледоколы «Таймыр» и «Мурман».

СП-2

Весной 1950 года в рамках очередной высокоширотной воздушной экспедиции была произведена высадка дрейфующей станции СП-2. Она начала работу 1 апреля 1950 года к северу от Берингова пролива, а 11 апреля 1951 года была закрыта. Возглавлял станцию полярник Сомов.

СП-3 и СП-4

В начале апреля 1954 года были созданы сразу две станции: СП-3 и СП-4.

Станция СП-3 была развернута спустя три года после окончания дрейфа ее предшественницы СП-2. Она начала работу 9 апреля 1954 года между островом Врангеля и Северным полюсом, а закончила 20 апреля 1955 года. Коллектив возглавлял полярник Трешников.

Станция СП-4 начала работу 8 апреля 1954 года к северу от острова Врангеля. Она оказалась долговечнее большинства других. В течение трех лет три коллектива зимовщиков, сменяя друг друга, продолжали жить на одной и той же льдине. Она пересекла весь северный Ледовитый океан, пройдя около 7 тыс. км.

СП-5

Исходной базой, откуда поставлялось оборудование и продовольствие, для станции СП-5 (так же, как и СП-4) был порт Тикси. СП-5 начала работу 21 апреля 1955 года, а торжественное открытие ее состоялось 1 мая 1955 года. Вторая смена проработала всего 5 месяцев, а общая продолжительность дрейфа составила 17 месяцев.

СП-6

Для станции «Северный полюс-6» льдина была обнаружена с воздуха 15 апреля 1956 года. В 330 км к северу от острова Врангеля был выбран ледяной остров, длина острова составила 14 км, ширина – около 11 км, а толщина – 9-12 метров. Открытие станции СП-6 состоялось 19 апреля 1956 года. Начальником первой смены стал полярник Сычев. Новая станция оказалась единственной в своем роде среди советских дрейфующих станций в период с 1937 по 1968 годы.

Ледяной остров оказался весьма долговечным. На нем смогли поработать четыре смены зимовщиков: I смена с 19.4.1956 – по 19 4.1957, II смена: с 19.4.1957 – по 8.4.1958, III смена: с 8.4.1958 – по 12.4.1959, IV смена: с 12.4.1959 – по 14.9.1959. Начальниками смен были полярники: Сычев, Дриацкий, Серлапов, Антонов.

СП-7

Опорная база станции СП-7 находилась в Тикси. Оборудование и приборы доставлялись частично со станции СП-4, закончившей к 1957 году свой трехгодичный дрейф. Первая группа высадилась на льдине 23 апреля 1957 года, однако официальное открытие станции состоялось 1 мая 1957 года. Начальником I смены был Ведерников.

Дрейф льдины проходил в Западном полушарии, вдоль побережья Канадского арктического архипелага, где до этого не дрейфовала ни одна советская станция. Станция была закрыта 11 апреля 1959 года в двухстах километрах от берегов Гренландии.

СП-8

СП-8 была открыта 27 апреля 1959 года и начала дрейф примерно в 300 км северо-восточнее острова Врангеля. Дрейф этой станции представлял особый интерес: от острова Врангеля она направилась к Канадскому арктическому архипелагу и прошла через полюс относительной недоступности. Станция осуществила трехгодовой цикл научных наблюдений: I смена: с 27.4.1959 – по 3.4.1960, II смена: с 3.4.1960 – по 15.4.1961, III смена: с 15.4.1961 – по 19.3.1962. Начальниками смен были, соответственно, Рогачев, Блинов и Романов.

Эта экспедиция была интересна еще и тем, что впервые в истории полетов в Арктике на дрейфующие льды 5 апреля 1960 года совершил посадку четырехмоторный турбовинтовой грузовой самолет АН-10. Уже весной следующего года большую часть работ по перевозке грузов на лед выполняли самолеты АН-10

СП-9

В конце апреля 1960 года первая группа полярников высадилась в районе к востоку от островов Де-Лонга. 28 апреля 1960 года стал днем официального открытия станции. В ноябре ледовый аэродром вышел из строя. А 29 марта 1961 года станция была закрыта, проработав таким образом лишь один сезон.

СП-10

Станция открылась 17 октября 1961 года. Высадка полярников впервые в истории «Северных полюсов» была осуществлена морской экспедицией. Из Мурманска атомный ледокол «Ленин» доставил полярников и грузы в центр Арктического бассейна на льдину севернее острова Врангеля.

Высадка первой смены во главе с полярником Корниловым произошла в 700 км от побережья Чукотского моря. Высадка была проведена, когда в Арктике уже была зима. Вторая группа зимовщиков прибыла 23 октября 1962 года. Начальником новой смены стал Архипов, но впоследствии из-за болезни его сменил Константинов.

СП-11

C опорной базы экспедиции «Север-14» в апреле 1962 года был высажен в 800 км севернее острова Врангеля состав дрейфующей станции «Северный полюс-11». Дрейф начался 16 апреля 1962 года, а официальное открытие состоялось 5 мая 1962 года. Начальником станции был Брязгин. Во время 370-дневного дрейфа станции льдина ломалась несколько раз, и полярникам постоянно приходилось переезжать на новое место. В итоге коллектив поработал лишь одну смену, и станцию пришлось эвакуировать.

СП-12

С марта 1963 года экспедиция «Север-15», базировавшаяся в Тикси, занималась созданием станции СП-12. Открытие станции состоялось 30 апреля 1963 года. Руководил ею Беляков, зимовщиков было лишь десять человек, меньше, чем на любой другой станции, дрейфовавшей после знаменитой папанинской «четверки». За время дрейфа поработали две смены полярников.

Вторая смена во главе с Кудрявцевым приступила к работе 11 апреля 1964 года. К концу 1964 года станция СП-12 ушла далеко на северо-восток. Когда пришло вермя снимать зимовщиков, стало ясно, что это невозможно. Тогда было решено создать, помимо уже дрейфовавшей СП-13, станцию СП-14 в том районе, где находилась СП-12. Это давало возможность использовать аэродром новой 14-й станции для эвакуации 12-й. СП-12 закрылась 25 апреля 1965 года.

СП-13

Зимовщики станции СП-13 были высажены на лед 22 апреля 1964 года в 510 км к северо-востоку от острова Врангеля. Начальником первой смены стал Бузуев. Вторую смену, приступившую к работе 7 мая 1965 года, возглавлял Дубовцев, а третью – 25 апреля 1966 года Назинцев и Сидоров.

В общей сложности научная лаборатория находилась в Арктическом бассейне три года. Начиная с середины ноября 1966 года, она в течение четырех месяцев дрейфовала в непосредственной близости от Северного полюса.

СП-14

1 мая 1965 года начала работу СП-14. Начальником был назначен Константинов. Дрейфуя в северо-западном направлении, она прошла из Чукотского в Восточно-Сибирское море. Но уже 15 мая льдина раскололась, поставив продолжение дрейфа под угрозу. Станция просуществовала всего 10 месящев.

Из всех станций, работавших в Центральном полярном бассейне, лишь двум – СП-9 и СП-14 – пришлось досрочно эвакуироваться. В 20-х числах ноября 1965 года льдина подошла к острову Жаннеты, уперлась в берег острова и начала колоться. Из 25 человек, начинавших дрейф, в этот момент на льдине оставалась лишь аварийная группа из 9 зимовщиков. Вскоре льдина со станцией врезалась в другой остров – Генриетту. На этот раз льдина раскололась, и возле станции не оказалось посадочной площадки даже для небольшого самолета. Поэтому полярников пришлось эвакуировать с помощью вертолета. В условиях полярной ночи вертолет сделал 12 рейсов. Станция закончила работу 12 февраля 1966 года.

СП-15

Станция СП-15 открылась 15 апреля 1966 года. Начальником первой смены был Панов. Ровно через год, 15 апреля 1967 года, начала научную вахту новая смена во главе с Булатовым. Дрейф закончился 25 марта 1968 г. Эта станции впервые в истории дрейфующих льдин с лагерем полярников прошла по соседству с точкой Северного полюса. Четвертого декабря 1967 года от полярников на льдине до географической точки полюса было всего 1,2 морской мили. Полярники водрузили над Северным полюсом флаг СССР и оставили бутылку с запиской. Когда ее выловят, ее пришлют по указанному в записке адресу – Ленинград, Фонтанка, 34, Арктический и Антарктический НИИ.

СП-16

Станция СП-16 начала дрейф 10 апреля 1968 года, хотя официальное начало исследований состоялось 1 мая 1968 года. Произошло это в восточной части Арктики, примерно в 800 км севернее острова Врангеля.

8 апреля 1969 года начала работать вторая смена зимовщиков во главе с Морозовым. 26 апреля 1970 года состав зимовщиков сменился еще раз. А 27 апреля 1971 года приступила к работе четвертая смена.

СП-16 повторила рекорд «долгожития», установленный в 1959 году станцией СП-6. К весне 1972 года станция СП-16 ушла на такое отдаление от места высадки, куда еще почти не попадали советские дрейфующие станции. Чтобы снять зимовщиков со льдины и ликвидировать станцию, пришлось наладить «воздушный мост» за 5 тысяч километров от берега. Полторы тысячи суток дрейфа СП-16 – это рекорд в истории исследования Арктики с помощью дрейфующих станций. Зимовщики последней, четвертой смены возвратились в Ленинград 28 марта 1972 года.

СП-17

Станция начала исследования 18 апреля 1968 года. Начальником первой смены был Блинов. Вторая смена высадилась 16 апреля 1969 года, когда льдина ушла в приполюсный район. Руководителем нового коллектива зимовщиков стал Овчинников. Но уже через полгода 16 октября 1969г. станцию эвакуировали, когда льдина находилась в Западном полушарии, в 350 км от Северного полюса.

СП-18

Исходной базой очередной экспедиции ААНИИ стал Певекский порт. Еще весной 1968 года летчики обнаружили на севере Чукотского моря остров – ледяное поле длиной 13.5 км, шириной 7 км и толщиной приблизительно 20 м. 9 октября 1968 года на плавающий остров в 600 км к северу от острова Врангеля высадили группу зимовщиков во главе с Овчинниковым. Второй раз за историю дрейфующих станций высадка производилась с крупных морских судов – ледокола «Ленинград» и дизель-электрохода «Амгуэма». Вторая смена приступила к работе уже 4 марта 1969 года, руководил ею Романов. Третья смена начала дрейф 25 апреля 1970 году, ее начальником стал Дубовцев. Четвертая смена приступила к исследованиям 24 апреля 1971 года под началом Колосова. 24 октября станция была закрыта.

СП-19

Станция начала работать 7 ноября 1969 года в 1000 км от Большой Земли, к северо-востоку от архипелага Де-Лонга. Команду для исследований набрали из молодых сотрудников ААНИИ. Возглавил ее Чилингаров. Для этой научной лаборатории был найден ледяной остров, 30-метровой толщину и площадь в 100 кв. км.

В ночь 5 января 1970 года произошел разлом льдины и она села на мель вблизи островов Де-Лонга. Часть ледового острова была раздроблена на небольшие обломки, многие из них перевернулись. В середине марта 1970 года участников дрейфа перевезли с обломка на основную льдину с помощью вертолета. По существу, станция СП-19 была организована заново. Но научные наблюдения все это время не прекращались.

Новая смена начала наблюдения 29 октября 1970 года. Руководил ею Еремин. Состав станции 2-й смены не менялся до весны 1972 года, и это был исключительно долгий дрейф одной смены. 28 июня 1972 года впервые за всю историю советских арктических исследований ледяной остров с полярниками прошел непосредственно через точку Северного полюса.

Третью смену станции СП-19 возглавлял Константинов. В апреле 1973 года станцию посетила группа кубинских ученых. 11 апреля они подняли над СП-19 национальный флаг.

СП-20

Открытие станции СП-20 состоялось 22 апреля 1970 года в 800 км к северу от острова Врангеля. Впервые в истории советских арктических исследований в Северном Ледовитом океане одновременно дрейфовало 4 станции.

СП-21

30 апреля 1972 года СП-21 начала действовать в 400 км к северу от острова Врангеля. Начальником первой смены станции СП-21 был Казино. Сначала в дрейфе участвовало девять человек, но в октябре того же года, в связи с расширением программы научных наблюдений, коллектив пополнился группой аэрологов и гляциологов. Станция закрыта 17 мая 1974 года.

СП-22

В 1973 году высадка произведена с ледокола «Владивосток» и дизель-электрохода «Капитан Кондратьев». Это была третья дрейфующая станция, высаженная с судов. Расположена она была на массивном айсберге площадью 10 кв км. Начальником первой смены назначен Мороз, вначале работали девять зимовщиков. Вторая смена во главе с Морозовым приступила к работе 10 октября 1974 года.

СП-23

Станция «Северный полюс-23» была открыта 5 декабря 1975 года.

СП-24 *СП-24 была открыта 25 мая 1978 году в Баренцевом море у северо-западного берега Новой Земли.

СП-25

Существоала с 10 апреля 1981 года по 1984 год.

СП-26 и 27

СП-26 работала с 1983 по 1987 год. 18 декабря 1986 была организована лыжная полярная экспедиция, которая в течение 38 дней прошла 700 км по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана между станциями СП-26 и СП-27.

СП-28: 1986 – 1988

СП-29: 1987 – 1989

СП-30: 1987 – 1990

Последняя станция, организованная Советским Союзом в 1987 году – СП-31 – была закрыта в июле 1991 года.

Результаты наблюдений станций «СП» использовались для прогнозирования погоды и ледовых условий плавания по Северному морскому пути.

04 МАРТА 17:38





Обсудить
в форуме


Обсудить
в чате


Прочитать
позднее


Отправить
по почте














    РЕКЛАМА



ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО
 
КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
 
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
 

Rambler's Top 100 SpyLog Top List Counter

© «Газета.Ru» «Gazeta.Ru» (1999-2006).
Адрес редакции: 117152, Москва, Загородное шоссе, д. 5, стр. 2а.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
Страницы «Техзона», «Жилплощадь», «Отдых», «Матпомощь», «Образование», «Стиль», «Экстрим» являются рекламно-коммерческими приложениями к «Газете.Ru»

Обратная связь    Реклама в «Газете.Ru»


Те самые Ессентуки: интересные факты из истории прославленной воды


33 цитаты Оскара Уайльда, с которыми невозможно поспорить


Золотой iPad и iMac по цене машины


Чем заняться по Фрейду, кроме секса


Пьер Дюкан: в России мужчины тоже соблюдают диету


Почему советские мужчины такие неудачники


«Девочки не получают пятерок никогда, потому что у женщин нет логики»


Ход спортивных трансляций в ваших руках


Психолог Людмила Петрановская: "Это уже не новости, а психологическое насилие"


Как быстро получить по тыкве


ПОИСК
 




РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК



АРХИВ



ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ



ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ.RU



РЕКЛАМА



РЕДАКЦИЯ