Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Березовский переплатил за Путина

Рекламная акция, затеянная Борисом Березовским, Кремлю определенно насолила. Политическую игру Березовского, разумеется, вряд ли оценили простые западные обыватели, но антипутинской шумихи в американской прессе противники Путина точно добились. И это в тот день, когда Путину нужно выступать с трибуны ООН.

Речь идет об открытом письме Джорджу Бушу, которое в день приезда Владимира Путина на Генассамблею ООН на правах рекламы опубликовали восемь ведущих западных изданий (New York Times, Washington Post, Wall Street Journal, Financial Times, The Times, International Herald Tribune, Le Monde, Corriere della Sera) и два российских – «Коммерсант» и «Ведомости». Суть послания, которое «Газета.Ru» приводила во вторник, сводится к тому, что Владимир Путин, придя к власти, разрушил основы демократического строя и раздал государственные посты выходцам из спецслужб. Письмо заканчивается призывом к Джорджу Бушу еще раз посмотреть в глаза своему российскому другу Путину. Под текстом стоят подписи самого Бориса Березовского, Елены Боннэр, Владимира Буковского, Ивана Рыбкина и Руслана Хасбулатова.

Об эффективности антипутинской рекламы говорить пока, судя по всему, рано. Собеседники «Газеты.Ru», живущие в США и ежедневно читающие местные газеты, все в один голос рассказали, что никогда бы не узнали об акции Березовского, если бы им не подсказали, где какую рекламу искать. Скорее всего, целевой аудиторией прошедшей кампании стало само медиасообщество, то есть те же самые газеты, которые вчера за деньги напечатали «Семь вопросов президенту Бушу». Иначе нельзя объяснить рост числа западных публикаций на темы, близкие к тем, что подняли в своем письме Березовский и компания. В одной только Washington Post, пожалуй, самой уважаемой американской газете, одновременно с «семью вопросами» вышли сразу две большие статьи на антипутинские темы. Одна с грубоватым названием «Чечнюк-нюк-нюк» и совсем грубым содержанием по традиции посвящена Чечне. В ней журналист газеты, побывавший на встрече с Путиным в Ново-Огареве, выражает недовольство тем, что «бывший головорез из КГБ» Путин неохотно и грубо отвечал на расспросы о ситуации в Чечне.

Заканчивается статья Эла Камина почти по-березовски: «И этот парень (Путин. — «Газета.Ru») наш союзник?». Другой целью этой статьи, наверное, является и Ахмад Кадыров, включенный в российскую делегацию для поездки на Генассамблею ООН.

Вторая статья Washington Post охватила еще одну тему, поднятую Березовским в его вопросах Бушу, — усиление силовиков и их вмешательство в экономическую и политическую жизнь России. Статья о приходе ветеранов КГБ во власть начинается вполне безобидно — с рассказа о частном смоленском случае прихода к власти людей в погонах, а заканчивается всероссийским обобщением о милитаризации гражданской власти в России. В связи с этим можно также вспомнить и понедельничную публикацию в Wall Street Journal схожей по духу и тематике статьи Гарри Каспарова «Против двух президентов». Шахматист обвиняет Буша в узурпации власти в мире, а Путина — в попытке передела собственности и все той же милитаризации власти.

Пока не известно, оказала ли акция Березовского воздействие еще и на зарубежных политиков.

В интервью «Газете.Ru» Березовский сказал, что потратил на всю кампанию против Путина миллион долларов, хотя источники в Фонде гражданских свобод, который организовал публикацию, дали другие сведения – около $580 тысяч. «Газета.Ru» попросила оценить стоимость акции и ее возможный результат одного из ведущих российских специалистов по рекламе, главу группы Maxima Владимира Евстафьева.

— Ну какой там миллион? Прикиньте, даже в таких газетах полоса что ли по сто тысяч стоит? Да нет таких цен, что за чушь. Полоса в газете может стоить ну 20 тысяч, ну 50 – это уж я не знаю где. Это заявление рассчитано на профана. Миллион был бы, если Березовский сто газет использовал, а не десять. Надо просто проверить и убедиться, что он врет. Про миллион сказал для красного словца, а сам потратил тысяч двести. Причем он явно делал это через какое-то агентство, которое предоставило ему солидные скидки.

Меня умиляет компания, которая там собралась. Если Березовский действительно потратил на это миллион, то, может, он давал взятки тем, кто это подписал? Я очень хорошо понимаю, что Березовский должен сейчас отрабатывать статус беженца, а эти-то чего лезут? Да и вообще ситуация со свободой слова и демократией у нас не настолько критичная, чтобы тратить даже $200 тысяч, чтобы шуметь о том, что у нас ее нет. Псевдоправдолюбцы решили вдруг вытянуть себя из сундуков и подписали бред какой-то.

— По вашему мнению, на что рассчитывал Березовский, эффективна ли такая реклама?

— Ему хотелось создать на Западе мнение, что в России недемократичный строй и недемократичный президент. Конечно же, кто-то на это среагирует. Любая реклама в том или ином формате достигает своих целей. Так что этим он подгадит Путину, очевидно. Но для России от этого ни холодно, ни жарко. Собака лает, а караван идет. Цель же конкретная – создать определенное общественное мнение на Западе.

И она может быть достигнута таким способом?

— Разумеется. Вы вспомните, это же не первый такой трюк Березовского. Он год назад придумал этот фильм («Покушение на Россию». — «Газета.Ru»), который якобы доказывал, что здания в Москве взрывали сами чекисты, чтобы привести Путина к власти, да? И, поверьте мне, у многих в головах он заронил сомнения, тем более что долго не могли поймать тех, кто реально это сделал.

Тем более Березовский привлек к подписям весьма авторитетных персон, хотя еще не известно, подписались ли они реально или нет? И конечно, если еще он так масштабно этот сделал по всему миру во всех газетах, конечно, определенную атмосферу он создает. Не факт, что это разовая акция. Может, она продумана как плановая кампания и потом будет повторяться в других ракурсах. Откуда мы с вами знаем? Несомненно, определенное воздействие на мозги людей она имеет, это факт.

— И что, даже может повлиять на переговоры Путина с Бушем?

— Я не могу говорить за советников Буша, которые разрабатывают его линию поведения на переговорах, но, теоретически, вполне может. Он это письмо уже прочитал. Это вполне конкретное подгаживание для Путина и команды, потому что реклама, безусловно, всегда имеет эффект, и в этом случае тоже иметь будет. Я думаю, что большинство серьезных политиков это не заметит и не должно заметить. А почему Березовский не написал, что Путин по вечерам детей маленьких ест, пойманных за Уралом? Можно точно так же завтра дать напечатать интервью со знаменитыми врачами о том, что Путин людоед и кушает детей по ночам, почему нет. У нас же, когда расстреливали Берию, Хрущев официально объявлял, что Берия — английский шпион, и все в это верили. Чушь-то можно любую написать, это еще Геббельс говорил, и это называется пропаганда, но чем сильнее вы эту чушь будете раскручивать, тем больше народа в нее поверит.

— Если бы вам заказали рекламную кампанию против Путина на миллион долларов, что бы вы сделали?

— Начал бы работать. Я рекламист – меня покупают.

Новости и материалы
В Хакасии с отколовшейся льдины спасли рыбаков
Страны ЕС еще не закончили обсуждать восьмой транш военной помощи Украине
Стало известно о том, что ЕС по-прежнему необходим российский СПГ
В Госдуме отреагировали на удар Израиля по Ирану
В Тбилиси за три дня на митингах пострадали пять полицейских
Мишустин дал поручение по развитию судостроения
Полицейские пострадали на митингах в Тбилиси против закона об иноагентах
Джастина Бибера сняли со спущенными штанами
Microsoft придумала новое ограничение для пользователей пиратских Windows
Суд арестовал москвича по делу о госизмене
Франция допустила признание Палестины
В Запорожской области обнаружили чемодан со взрывчаткой
В Ишиме Тюменской области затопление угрожает пяти селам
Российские хоккеисты НХЛ догнали чехов по выигранным «Арт Росс Трофи»
Российскому военному вынесли приговор за махинации со съемным жильем
Кадони обвинил Бузову в предательстве
В Брянской области отменили парад и салют на 9 Мая
Звезда «Груза 200» с семьей улетела из России
Все новости